Курс Ваш бизнес / Бухгалтерский учет / Балансовый отчет


Переход на главную страницу

 КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО БИЗНЕС-ПЛАН
 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
 МАРКЕТИНГ ЭКСПОРТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 ФИНАНСЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 1»

  • Организация бухгалтерского учета
  • Учет денежных средств и денежных документов
  • Учет валютных операций и валютных ценностей
  • Учет финансовых вложений
  • Учет расчетов с юридическими и физическими лицами
  • Учет расчетов с бюджетом
  • Учет кредитов и займов
  • Учет основных средств
  • Учет производственных запасов
  • Учет нематериальных активов

    «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 2»

  • Учет оплаты труда
  • Учет затрат на производство
  • Определение себестоимости продукции
  • Учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации
  • Учет финансовых результатов
  • Учет фондов и резервов
  •  Балансовый отчет
  • Отчет о прибылях и убытках
  • Учет у индивидуальных предпринимателей
  • Компьютерные системы бухгалтерского учета
  • Переход на новый план счетов


  • БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

    1. Балансовый отчет
    2. Виды отчетности предприятия
    3. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
    4. Состав отчетности предприятия
    5. Виды бухгалтерских балансов
    6. Строение баланса
    7. Правила оценки статей бухгалтерского баланса
    8. Техника составления статей баланса
    9. Заключение

    1. Балансовый отчет

    Итак, мы рассмотрели основные правила учета имущества предприятия и его обязательств перед третьими лицами.

    Эта и следующая брошюры посвящены составлению отчетности предприятия.

    Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

    Данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, есть, по существу, особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

    Отчетность предприятия составляется на основании данных всех видов текущего учета — бухгалтерского, статистического, оперативного. Бухгалтерская отчетность организации должна отражать состав ее имущества и источники его формирования (в том числе имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами) на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. В отчетности могут содержаться как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели.

    Процесс бухгалтерского учета можно условно разделить на четыре стадии:

    1. документирование хозяйственных операций — создание первичных документов, которые принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать весь перечень обязательных реквизитов;

    2. классификация и объединение полученных данных путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в Главной книге и учетных регистрах);

    3. создание отчетных форм;

    4. анализ хозяйственной деятельности предприятия, результаты которого используются как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской отчетности.

    Итоговой стадией является анализ деятельности предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности.

    Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи, что является важнейшим требованием современной организации бухгалтерского учета.

    Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

    1. администрация организации (управленческий персонал, менеджеры, учредители, участники, собственники);

    2. сторонние пользователи с прямым финансовым интересом (имеющиеся или потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы);

    3. сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом (органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы и другие пользователи).

    Сторонние пользователи бухгалтерской информации, анализируя отчетность, имеют возможность:

    • принять решения о возможности и целесообразности ведения дел с Вашим предприятием (в частности — о выдаче кредита);
    • оценить целесообразность приобретения активов Вашего предприятия;
    • правильно оценить финансовое положение Вашего предприятия как потенциального партнера;
    • принять в расчет возможные риски, связанные с деятельностью предприятия.

    Важнейшими из правовых актов, регулирующих отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью, в нашей стране являются приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)», Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями от 31 декабря 2004 г.).

    Согласно пункту 6 ПБУ 4/99, предприятия могут вносить дополнительные показатели и пояснения в рекомендованные формы бухгалтерской отчетности, если, по их мнению, эти формы не позволяют предоставить пользователю полную информацию о финансовых результатах деятельности предприятия и о существенных изменениях в его финансовом положении.

    Вышеуказанным приказом Минфина РФ № 67н утверждены:

    • образцы бухгалтерской отчетности;
    • указания об объеме форм бухгалтерской отчетности в зависимости от размера конкретного предприятия;
    • указания о порядке составления форм бухгалтерской отчетности.

    Минфин России разработал и установил лишь примерный состав и образцы форм бухгалтерской отчетности, а также определил порядок ее составления. Предприятия же могут дополнять или, наоборот, сокращать эти формы, включая или исключая определенные показатели.

    Самостоятельно устанавливая содержание форм бухгалтерской отчетности, предприятия не вправе изменять принципы построения этих форм.

    В соответствии с п. 2 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности предприятие должно сохранить коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей баланса в том виде, в котором они приведены в образце.

    Предприятия имеют право самостоятельно определять перечень показателей (статей и строк) в формах бухгалтерской отчетности, исходя из отраслевой принадлежности и размеров предприятия, а также видов его деятельности. Но сказанное не должно противоречить общим требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности и другим условиям, влияющим на раскрытие достоверной и полной информации о финансовом состоянии предприятия.

    2. Виды отчетности предприятия

    Применяемые на практике отчеты подразделяются на группы по трем признакам:

    1 по объему сведений, включаемых в отчеты;

    2 по целям, для которых составляются отчеты;

    3 по периодам, охватываемых отчетностью.

    По объему сведений различается частная и общая отчетность предприятия.

    Частная включает информацию о работе предприятия на каком-либо участке деятельности. Общая характеризует работу предприятия в целом.

    В зависимости от назначения отчетность предприятия может быть внешней и внутренней.

    Внешняя служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных физических и юридических лиц, государственных органов о характере деятельности, доходности, имущественном положении предприятия. Для предприятий, созданных в форме открытых акционерных обществ обязательно ежегодное публикование отчетности, поэтому их внешняя отчетность именуется публичной.

    Внутренняя отчетность предприятия разрабатывается организацией для целей внутреннего управления. Ее содержание, состав, сроки и адреса представления регулируются в учетной политике организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), при этом Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что содержание данных этого вида бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

    В зависимости от охватываемого отчетностью периода времени она может быть периодической или годовой.

    Если период, охватываемый отчетностью меньше года, то это периодическая отчетность. Она может быть ежедневной, еженедельной, месячной, квартальной, полугодовой.

    Годовой отчет представляется: участникам (учредителям), налоговым органам, органам государственного управления, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия (финансовые органы по субсидиям и субвенциям предприятию из бюджета). Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Годовой отчет представляется в налоговый орган не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальный отчет — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

    3. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

    В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации, Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» сформулированы и определены общие требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами. К числу таких требований, в частности, относятся:
    • соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством;
    • полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
    • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

    4. Состав отчетности предприятия

    Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме предусмотренных нормативными документами по бухгалтерскому учету Бухгалтерского баланса (форма N 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) иные отчетные показатели (Отчет о движении денежных средств (форма N 4) и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

    Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

    Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право представить в составе годовой бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), аудиторское заключение и пояснительную записку.

    Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) они могут не представлять, если отсутствуют соответствующие данные.

    Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 Налогового кодекса РФ) по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляют в налоговый орган до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет суммы подлежащего к уплате авансового платежа по единому налогу. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Бланки форм бухгалтерской отчетности Вы можете приобрести в налоговой инспекции по месту регистрации.

    Все элементы бухгалтерской отчетности связаны между собой, так как отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций. Информация, содержащаяся в Бухгалтерском балансе (форма N 1) дополняет сведения, отраженные в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2), и наоборот.

    Правила составления Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) будут рассмотрены в следующей брошюре блока «Бухгалтерский учет — 2».

    5. Виды бухгалтерских балансов

    Существуют различные виды бухгалтерских балансов: вступительный (организационный), периодический и годовой (операционные), соединительный (фузионный), разделительный, санируемый, ликвидационный, сводный, сводно-консолидируемый. Они могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки.

    Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации. Вновь создаваемое предприятие имеет простейшую структуру баланса, состоящего, как правило из денежных средств (взносов учредителей) и организационных расходов — активов, и уставного капитала с резервным фондом — пассивов.

    Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, являющегося завершением отчетного года, так и вступительного, служащего обоснованием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы формально должны быть тождественны, так как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из важнейших требований к бухгалтерской отчетности — преемственность балансов.

    Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

    Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации.

    Санируемые балансы составляются в случае, когда предприятие находится в состоянии, близком к неплатежеспособности (банкротству). В этих условиях перед руководством предприятия возникает альтернатива — либо объявить о неплатежеспособности предприятия и ликвидировать его, либо убедить кредиторов в возможности восстановления платежеспособности и добиться отсрочки платежей (установления моратория).

    Если избран второй вариант, то необходимо составить санируемый баланс с привлечением независимого аудитора с целью показать реальное состояние дел предприятия. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе указанные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что их данные не отвечают действительности, например отдельные виды дебиторской задолженности.

    Ликвидационный баланс отличается от других балансов главным образом оценкой статей. Некоторые обычные для отчетного баланса статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи «Расходы будущих периодов», «Доходы будущих периодов», в то же время могут появиться новые статьи, например стоимость репутации фирмы (гудвилл), стоимость патента.

    Ликвидационный баланс составляется с начала ликвидационного периода и его составлением занимается ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К такому балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательством.

    Далее в этой брошюре речь пойдет о правилах составления периодического (годового, квартального) баланса.

    6. Строение баланса

    По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых постоянно равны между собой. Это состояние равновесия — важнейший признак баланса.

    В учетной практике баланс представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, а правая — пассивом баланса.

    Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении организации) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), о также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства.

    Бухгалтерский баланс отражает состояние имущества предприятия как совокупность:

    материальных ценностей и прав требования,

    находящихся во владении предприятия (активов) и прав участников предприятия (собственного капитала) и третьих лиц (заемного капитала) на активы (пассивов)

    В состав актива включаются имущество и права. К имуществу относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование).

    Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (векселя, чеки, облигации, акции и т. п.). К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др.; права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак; прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например затраты, произведенные вперед, или еще не полученные доходы.

    В активе различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других предприятиях (долгосрочные финансовые вложения), оборотные средства (текущие активы), которых еще называют оборотным капиталом.

    Составные части актива, количественно измеренные и оцененные, отражаются в бухгалтерском балансе. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы было возможно, с одной стороны, судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и о характере его юридических отношений с рядом контрагентов, с другой стороны, установить их относительное участие в общем обороте средств.

    В актив баланса организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий оборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, деловая репутация, организационные расходы), основные средства (здания, машины и оборудование, земельные участки), незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг, имущество по договору проката), долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

    Раздел II «Оборотные активы» включает запасы (сырье, материалы, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов и др.), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

    Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе. Отдельные статьи актива размещаются в балансе по степени подвижности имущества (по степени ликвидности), то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

    В отечественной практике актив баланса строится, как правило в порядке возрастающей ликвидности, в соответствии с которой в первом разделе показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. При построении актива в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров и запасов, незавершенного производства, дебиторов и др.

    Пассив баланса показывает, во-первых, какова величина средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия и во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущества предприятия. Пассивы можно определить как обязательства за полученные ценности (услуги) и права требования других лиц на активы предприятия.

    Пассив включает разнообразные источники средств организации, в том числе заемные (заемный капитал) и собственные (собственный капитал).

    Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т.д.).

    Пассивы группируются в балансовом отчете по субъектам обязательств: одни из них обязательства перед участниками (учредителями) предприятия, другие — перед третьими лицами (банками, другими кредиторами). Такое деление обязательств в балансе имеет значение для определения срочности их погашения.

    Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса (например, уставный капитал); они не подлежат погашению во время деятельности хозяйствующего субъекта.

    В то время как обязательства перед участниками не подлежат погашению во время деятельности предприятия, обязательства, составляющие заемный капитал, имеют определенный срок погашения и показывают какая часть активов предприятия (в стоимостной оценке) должна быть направлена удовлетворение требований кредиторов.

    Обязательства перед участниками, в свою очередь, подразделяются на два вида. Одни возникают в момент взносов участников при создании предприятия и в дальнейшем, не связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, то есть уставный капитал.

    Другие обязательства перед участниками — те, что превышают взносы в уставный капитал и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли. Эта часть обязательств отражается в таких статьях пассива баланса как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств перед участниками объединяются понятием собственный капитал.

    Деление собственного капитала на уставный и созданный предприятием в процессе хозяйственной деятельности имеет большое значение для анализа отчетности, так как их соотношение дает, в частности, возможность судить о степени эффективности работы предприятия.

    Другой составной частью пассива баланса являются внешние обязательства предприятия (долги), которые разделяются на долгосрочные (сроком погашения больше одного года) и краткосрочные (сроком погашения до одного года). В практике этот вид обязательств принято называть заемным капиталом.

    Внешние обязательства (долги) представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество предприятия, притом в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта. Если у предприятия окажется недостаточно денежных средств на удовлетворение требований кредиторов, то взыскание может быть обращено на другое его имущество.

    Статьи пассива баланса группируются по возрастающей срочности исполнения: вначале указывается уставный капитал, затем долгосрочные обязательства и в конце — краткосрочные обязательства.

    Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, перенесена из Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) в форму № 1. Начиная с 2000 года данные по забалансовым счетам необходимо указывать во всех промежуточных бухгалтерских балансах.

    7. Правила оценки статей бухгалтерского баланса

    Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:
    • основные средства — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом износа;
    • нематериальные активы — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до пригодного состояния, за вычетом износа;
    • капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);
    • оборудование — по фактической стоимости приобретения;
    • финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, облигации, займы и т.п.) — по фактическим затратам;
    • производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, запасные части, тара и др.) — по их фактической себестоимости;
    • незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости (в серийном производстве — по нормативной (плановой) себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов);
    • издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;
    • расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
    • готовая продукция — по фактической себестоимости;
    • товары — по продажным ценам или по ценам приобретения (покупки);
    • дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.

    Источники средств предприятия отражаются в балансе:

    • уставный капитал — в размере, зафиксированном в учредительных документах;
    • резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
    • резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;
    • доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
    • прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
    • кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.

    8. Техника составления статей баланса

    Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ.

    Составление баланса включает в себя подготовительные работы, например — инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний (погашения) стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих учетных регистрах.

    Бухгалтерский баланс составляется на основании учетных записей, подтвержденных первичными документами.

    При ведении учета с использованием журнально-ордерной формы баланс составляется на основании данных Главной книги (см. брошюру «Организация бухгалтерского учета» из блока «Бухгалтерский учет-1»).

    Обороты по кредиту каждого счета записываются в главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге с из ряда журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. После подсчета оборотов и выведения остатков по всем счетам они сверяются с регистрами аналитического и синтетического учета и служат основанием для составления баланса.

    Субъекты малого предпринимательства, ведущие учет по упрощенной форме (см. брошюру «Организация бухгалтерского учета» из блока «Бухгалтерский учет-1»), могут составлять баланс по данным Книги учета фактов хозяйственной деятельности.

    Для этого выводятся остатки по всем счетам, используемым в ведомостях, необходимых для составления бухгалтерского баланса. При этом следует иметь ввиду, что не все статьи баланса заполняются путем переноса из соответствующих регистров остатков по счетам. Некоторые статьи баланса требуют объединения остатков по нескольким, близким по экономическому содержанию счетам.

    Например, статья «Затраты в незавершенном производстве» включает данные остатков счетов: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

    При этом данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за предшествующий отчетному период с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», законодательных и иных актов.

    Второй составляющей бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) (см. брошюру «Отчет о прибылях и убытках»).

    Третьей составляющей годовой бухгалтерской отчетности является блок форм, в которых раскрываются и поясняются показатели, приведенные в Бухгалтерском балансе (форма № 1) и отчете о прибылях и убытках (форма № 2). К этому блоку относятся:

    • отчет об изменениях капитала — форма №3;
    • отчет о движении денежных средств — форма № 4;
    • приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.

    В разделе 1 «Изменения капитала» Отчета об изменениях капитала (форма №3) отражаются наличие и движение всех видов источников собственных средств предприятия: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного фонда и т.д. Здесь же показываются средства целевых финансирования и поступлений, полученных из бюджета и из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

    В разделе 2 «Резервы» отражаются наличие и движение резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

    В подразделе «Справки» приводятся стоимость чистых активов организации, а также сумма полученных средств на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, возмещение убытков и др.

    Отчет о движении денежных средств (форма № 4) дополняет бухгалтерский баланс и поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов финансовой отчетности — денежными средствами от одной даты составления бухгалтерского баланса до другой.

    При составлении Отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах на счетах Кассы, Расчетных счетов, Валютных счетов, Специальных счетов в банках.

    Приложение к балансу предприятия (форма №5) отражает движение собственного капитала предприятия, заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности, финансовых вложений, долгосрочных инвестиций, а также социальные показатели, расходов по обычным видам деятельности.

    Приложение к балансу предприятия заполняется на основании данных учета денежных средств, расчетов, фондов и резервов (см. брошюры «Учет расчетов с юридическими и физическими лицами», «Учет денежных средств и денежных документов» блока «Бухгалтерский учет-1» и брошюру «Учет фондов и резервов» блока «Бухгалтерский учет-2»).

    Показатели отчета о составе и движении основных средств, о составе нематериальных активов заполняются исходя из данных учета основных средств (см. брошюру «Учет основных средств» и брошюру «Учет нематериальных активов» блока «Бухгалтерский учет-1»).

    Движение заемных средств отражается по результатам учета кредитов банков и займов (см. брошюру «Учет кредитов и займов» блока «Бухгалтерский учет-1»).

    Финансовые вложения и долгосрочные инвестиции отражаются по данным учета краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (см. брошюру «Учет финансовых вложений» блока «Бухгалтерский учет-1»).

    Социальные показатели отражаются на основании данных учета оплаты труда и расчетов с бюджетом (см. брошюру «Учет расчетов с бюджетом» блока «Бухгалтерский учет-1» и брошюру «Учет оплаты труда» — «Бухгалтерский учет-2»).

    9. Заключение

    Эта брошюра познакомила Вас со следующими вопросами бухгалтерской отчетности и балансового отчета:

    • стадии бухгалтерского учета;
    • назначение бухгалтерской отчетности;
    • пользователи отчетной информации;
    • виды отчетности предприятия;
    • требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности;
    • состав отчетности предприятия;
    • виды бухгалтерских балансов;
    • строение баланса;
    • понятие активов и пассивов баланса;
    • правила оценки статей бухгалтерского баланса;
    • техника составления статей баланса.

    Теперь Вы можете перейти к изучению следующей брошюры из блока «Бухгалтерский учет-2» — «Отчет о прибылях и убытках».

    Вверх
     
    ЗАО «МАРП»
    113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
    Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
    E-mail: made@binec.ru
    Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz