Курс Ваш бизнес / Как начать собственноедело / Ресурсы


Переход на главную страницу

 КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО БИЗНЕС-ПЛАН
 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
 МАРКЕТИНГ ЭКСПОРТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 ФИНАНСЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  • Как начать собственное дело
  • Знания и навыки
  •  Ресурсы
  • Посредническая деятельность
  • Приобретение франшизы
  • Куда обратиться за помощью
  • Финансовая структура предприятия
  • Организационно-правовые формы предприятия
  • Последние приготовления перед началом деятельности


  • РЕСУРСЫ

    1. Ресурсы
    2. Помещение
    3. Использование собственной квартиры
    4. Арендуемое помещение
    5. Покупка помещения
    6. Основные фонды
    7. Источники финансирования
    8. Источники снабжения
    9. Источники информации
    10. Персонал
    11. Подведем итоги

    1. Ресурсы

    Даже точно определив свое место на рынке и обладая необходимыми знаниями и навыками, Вы тем не менее не имеете стопроцентной гарантии успеха Вашего дела.

    Прежде чем перейти к практическим шагам в области предпринимательства, Вам придется основательно все обдумать и составить план своих действий, одновременно решая самые разнообразные задачи.

    Вам нужно найти подходящее помещение, выбрать наиболее приемлемых поставщиков, приобрести необходимое оборудование (иногда включая транспортные средства), а также, при необходимости, подобрать персонал. Все это потребует с Вашей стороны определенных расходов.

    В этой брошюре рассматриваются не только перечисленные задачи, но и пути их возможного решения.

    Начнем с выбора помещения.

    2. Помещение

    Выбор подходящего помещения является главным моментом начала собственного дела и одной из острейших проблем для частного бизнеса.

    Понятие «подходящее помещение» будет меняться по мере развития Вашего бизнеса. Поэтому начиная собственное дело, старайтесь сохранять гибкость при решении возникающих проблем.

    Для начинающего предпринимателя существует три основных варианта выбора помещения:

    • использование собственной квартиры
    • аренда помещения
    • покупка помещения

    Какой бы из этих вариантов Вы ни выбрали, необходимо получить разрешение на использование этого помещения в качестве офиса (по действующему в России законодательству официально запрещено использовать жилые помещения под офисы).

    Наиболее распространенный вариант — это аренда или покупка помещения, для которого такое разрешение уже получено продавцом.

    Какое помещение нужно для Вашего бизнеса?

    В приведенной ниже таблице постарайтесь записать свои основные требования, предъявляемые к нужному Вам помещению.

    Не упустите из виду следующие моменты:

    • расположение
    • общий метраж
    • особенности планировки
    • стоимость (аренды или покупки)
    • приспособленность для Вашего бизнеса(этаж, высота потолков, размеры дверных проемов и т.д.)
    • допустимые издержки

    Когда Вы опишите «идеальное» помещение для Вашего бизнеса, у Вас появится более четкое представление о том, какой тип помещения Вам стоит подыскивать.

    Едва ли Вам удастся найти идеальное помещение, но подобрать компромиссный вариант Вам вполне по силам.

    3. Использование собственной квартиры

    Использование своей квартиры для нужд бизнеса имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    Во-первых, в соответствии с действующим в России законодательством Вы не имеете права использовать жилое помещение в качестве офиса. На практике это означает, что Вам придется либо регистрировать свое предприятие по другому юридическому адресу (в принципе, это не составит большого труда), либо добиваться разрешения о переводе Вашего жилого помещения в нежилой фонд (что весьма затруднительно и вряд ли целесообразно).

    Во-вторых, если Вы собираетесь использовать свою квартиру в качестве производственного помещения, скорее всего потребуется перепланировка.

    В-третьих, длительное использование собственной квартиры в качестве офиса, а тем более производственной мастерской, создаст массу неудобств для окружающих, поэтому следует иметь в виду, что это лишь временное решение проблемы помещения.

    Попробуйте ответить на следующие вопросы:

    • Связан ли Ваш бизнес с шумом, неприятными запахами и т.п.?
    • Часто ли будет подъезжать транспорт?
    • Будут ли у Вас постоянно толпиться люди?

    Если хотя бы на один из этих вопросов Вы можете ответить положительно, лучше найти другое помещение.

    4. Арендуемое помещение

    Пожалуй, аренда — наиболее разумное решение для начинающего бизнесмена.

    Однако, принимая такое решение, следует помнить об осторожности.

    Предположим, Вы собираетесь подписать договор об аренде на 10 лет с ежегодной выплатой 4000 долларов. Общая сумма Вашей задолженности за 10 лет в этом случае составит 40000 долларов. А пересмотр величины арендной платы в течение срока действия договора юридически не допускается.

    ПОМНИТЕ:

    Никогда не следует подписывать договор об аренде на длительный срок, пока Вы не обретете уверенности в том, что именно здесь Ваш бизнес будет процветать.

    Необходимо также осмотрительно подойти к выбору фирмы, у которой Вы будете арендовать помещение. Постарайтесь убедиться в ее надежности. Идеальный вариант для Вас — подписание сначала «пробного» краткосрочного договора об аренде помещения (на 3-6 месяцев) c преимущественным правом продления срока его действия.

    Главным недостатком существующих в России арендных отношений можно назвать невозможность заранее договориться об определенной плате. О повышении расценок Вас просто ставят в известность, и, в случае отказа от уплаты по новым ставкам, предприятие всегда может лишиться арендуемого помещения.

    ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ:

    Недобросовестных посреднических фирм, которых сейчас в России предостаточно. Если предлагаемый Вам договор об аренде помещения вызывает у Вас сомнения, лучше проконсультироваться по этому вопросу у юриста.

    Возможны и альтернативные варианты: например, использование части помещения, арендуемого Вашим знакомым, уже имеющим опыт предпринимательской деятельности.

    Этот вариант имеет немало преимуществ. Возможно, в этом случае Вы бы могли поделить между собой расходы, связанные с оплатой телефона, отопления, охраны помещения, ремонта и т.д. Если в Ваше отсутствие к Вам зайдет клиент, он мог бы оставить Вам записку у Вашего коллеги.

    5. Покупка помещения

    Основное преимущество покупки собственного помещения заключается в том, что Вы всегда можете его продать, если оно Вас больше не устраивает.

    Однако и здесь Вы должны действовать осмотрительно.

    Запомните:

    • цены на офисы, в отличие от частных домов и квартир, могут снижаться
    • офис в центре города всегда стоит дороже, но его намного легче продать, чем офис на окраине
    • помещение может упасть в цене при перепланировке микрорайона, где оно расположено

    Если Вы решили купить помещение и у Вас есть для этого средства — это наилучший вариант, но, если Вам придется влезать в долги, советуем все хорошенько обдумать еще раз. Убедитесь в том, что результаты Вашего бизнеса позволят Вам вернуть все Ваши долги.

    Если Вам предстоит занять крупную сумму денег, лучше всего сначала попробовать взять в краткосрочную аренду помещение, которое Вы собираетесь купить. В этом случае Вы сможете понять, как будет развиваться Ваш бизнес. Нет смысла платить крупную сумму, если эта покупка не оправдана. Но еще хуже — заплатить крупную сумму, если Вы потом не сможете эти деньги вернуть.

    Если у Вас много денег, лучше всего купить собственное помещение. Но большинство начинающих предпринимателей не располагает крупными суммами. Если даже у них имеются средства (или если им так кажется), они и не подозревают, сколько денег им понадобится для покрытия всех остальных затрат, связанных с предпринимательской деятельностью.

    Итак, если Вы все же решили покупать помещение, обратите внимание на следующие моменты:

    • его стоимость;
    • оценка имущества;
    • возможность извлечения доходов (сдача в аренду и т.д.);
    • возможная цена перепродажи;
    • наличие разрешения на продажу;
    • наличие подъездных путей;
    • потребность в ремонте;
    • величина налогообложения;
    • стоимость юридического оформления.

    Так же, как и в случае с арендой, особое внимание следует уделить тому, чтобы договор о купле-продаже был оформлен правильно. Убедитесь в благонадежности продавца.

    Обязательно убедитесь в законности сделки. Не пожалейте времени и средств на юридическую консультацию, прежде чем подписать договор.

    Независимо от того, покупаете Вы помещение или арендуете, необходимо заранее подсчитать приблизительный объем регулярных платежей. Будет гораздо хуже, если Вы вспомните об этом в последний момент. Ваш бизнес может рухнуть под бременем непредвиденных расходов.

    Впишите в таблицу размер суммы (в $ США), которую Вы могли бы ежегодно расходовать на оплату помещения.

    Конечно, все это только самые общие сведения, касающиеся проблемы помещения. Собственность — это предмет весьма непростой, так что советуем Вам внимательно прочитать специальную брошюру, посвященную вопросам выбора и подготовки помещения.

    На рынке недвижимости в России господствует острая конкуренция. Фирмы по продаже недвижимости часто стараются завысить цену на предлагаемое Вам помещение. Для этого они «сгущают краски», давая Вам понять, что на это помещение претендуют и другие предприниматели. Не поддавайтесь чувствам, смотрите в глаза только фактам.

    Если у Вас возникли какие-нибудь сомнения, проконсультируйтесь у юриста или специалиста по продаже недвижимости. Если и то, и другое невозможно, попробуйте сами провести небольшое исследование, позвонив в несколько различных фирм, работающих с недвижимостью.

    В целом же многие действующие российские частные предприниматели находили в свое время необходимое помещение случайно или же с помощью личных связей, знакомых, за счет оказания каких-нибудь услуг и т.д.

    Теперь, когда ситуация с поиском подходящего помещения Вам более или менее ясна, давайте посмотрим, какое оборудование Вам понадобится. Это называется основные фонды Вашего бизнеса.

    6. Основные фонды

    В большинстве случаев бизнесмену приходится иметь дело с основными фондами.

    Помимо помещения, о котором речь шла выше, предпринимателю могут быть также необходимы:

    • оборудование и инструменты;
    • грузовые автомобили;
    • легковые автомобили.

    Все это может потребовать значительных материальных затрат, поэтому Вам следует заранее подсчитать, в какую сумму обойдется оборудование.

    Попробуйте составить перечень основных фондов, необходимых для Вашего бизнеса. Напротив каждого наименования напишите ориентировочную стоимость.

    Теперь Вы знаете, сколько денег Вам необходимо для приобретения основных фондов.

    Теперь попробуйте ответить на вопрос: как Вы собираетесь расплачиваться за основные фонды? Какую-то часть Вы сможете оплатить из собственных средств, остальная часть потребует привлечения заемных средств.

    Заполните предлагаемую таблицу, частично используя данные из предыдущей таблицы.

    Наименование основных фондовСтоимость (в тыс.руб.)Количество необходимых денежных средствИсточник получения информации
     

     

     

     

     

     

     

     

    Теперь Вы имеете наглядное представление о том, сколько денег Вам потребуется для приобретения основных фондов.

    А что Вы думаете о возможных источниках финансирования Вашего бизнеса?

    7. Источники финансирования

    Такими источниками могут быть:
    • Ваши собственные ресурсы;
    • банковские ссуды;
    • средства различных финансовых компаний.

    Есть и другие способы приобретения основных фондов.

    Например, аренда. Иногда это позволяет сэкономить средства на этапе становления Вашего бизнеса. Но часто затраты на аренду оборудования и его покупку оказываются практически одинаковыми.

    Какой бы способ финансирования Вы ни выбрали, важно иметь в виду, сколько Вам за это придется платить.

    В этом смысле главным показателем является годовая процентная ставка по привлекаемым заемным средствам.

    Этот показатель поможет Вам сравнить различные варианты финансирования и оценить, насколько привлекателен каждый из его источников. Попробуйте договориться о наиболее благоприятных для себя условиях предоставления денежной ссуды.

    Теперь Вы точно знаете, сколько Вам требуется денег для приобретения необходимых основных фондов и где эти деньги можно взять.

    Итак, мы решили вопрос с помещением и основными фондами. А теперь давайте подумаем, как наладить процесс снабжения Вашей фирмы всеми необходимыми товарами, сырьем и материалами.

    8. Источники снабжения

    Все зависит от характера коммерческой деятельности, которой Вы собираетесь заняться. В сфере услуг, где основным элементом бизнеса является труд, скорее всего особых проблем не возникнет.

    Но если Вы решили заняться розничной торговлей, ключевым для Вас будет вопрос снабжения.

    Начиная собственное дело, Вы непременно должны определить, какие товары Вам нужны и как их получить.

    Постарайтесь ответить на два вопроса, учитывая особенности своего бизнеса:

    • какие товары Вы будете покупать?
    • где Вы их будете покупать?

    Возможно, Вам удастся найти подходящих поставщиков, но, пока Вы не приобретете некоторый опыт работы в этой области, сделать это будет нелегко.

    9. Источники информации

    Хорошим и вполне доступным источником информации являются справочники и рекламные объявления в прессе. Кроме того, можно поговорить с человеком, который уже занимается аналогичным видом бизнеса (разумеется, если Вы не являетесь его конкурентом).

    Отличным источником информации о возможных поставщиках могут стать различные специализированные выставки. Там Вы можете установить полезные деловые контакты.

    Вот некоторые советы о том, как работать с поставщиками:

    • Не считайте цены в прейскуранте окончательными.
    • Большинство поставщиков предложат Вам скидки, поэтому задавайте как можно больше вопросов.
    • Обычно величина скидки зависит от размера закупаемой партии товаров.
    • Докажите свою платежеспособность. В этом случае было бы уместно представить несколько рекомендаций от торговых фирм и из банка.
    • Многие поставщики сначала предложат Вам начать работу на условиях предоплаты. В этом случае сразу потребуйте скидки.
    • Обзаведитесь фирменными бланками и визитными карточками. Это поможет Вам создать солидный имидж и откроет двери для деловых контактов.
    • Постарайтесь не нервничать, разговаривая с потенциальными поставщиками.

    10. Персонал

    Мы рассмотрели вопросы выбора помещения, поставщиков и приобретения основных фондов. Теперь Вам нужен персонал.

    Кадры — важный ресурс в бизнесе. В действительности, иногда это самый главный ресурс, к которому относитесь и Вы сами.

    Поразмыслите о своем бизнесе. Сколько человек Вам понадобится? Опишите работу, которую они будут выполнять, и определите сумму, которую Вы можете выделить на оплату их труда.

    Возможно, вначале Вам никто и не понадобится. Но как только Ваш бизнес начнет развиваться, Вам придется подумать о найме персонала.

    Ваша задача — руководить своим бизнесом. Единственный способ сделать это — распределить обязанности между остальными. Вы должны думать, а не делать все за других.

    Взаимоотношения между работником и работодателем в целом регулируются действующим КЗОТом (Кодексом законов о труде). Если Вы нанимаете работников, Вы обязаны его знать.

    КЗОТ включает в себя следующие разделы:

    • порядок заключения договора о найме на работу;
    • порядок выплаты заработной платы;
    • процедура увольнения;
    • оплата сверхурочных;
    • порядок предоставления и продолжительность отпусков;
    • оплата дней, пропущенных по болезни.

    Если Вы не имеете представления о действующем трудовом законодательстве, это может Вам дорого обойтись.

    Более подробно эти вопросы рассматриваются в блоке «Управление персоналом» данной учебной программы.

    11. Подведем итоги

    Прежде чем приступить к коммерческой деятельности, Вам следует все основательно обдумать и составить план действий.

    Кроме того, Вам понадобятся деньги.

    В этой брошюре были отмечены лишь основные проблемы. Теперь попробуйте в приведенной ниже таблице хотя бы приблизительно определить потребность в деньгах на первый год Вашей предпринимательской деятельности с тем, чтобы иметь четкое представление об этом.

    В таблицу занесены также расходы на рекламу и стимулирование сбыта. Вы можете включить туда и другие расходы, связанные с Вашим бизнесом.

    НаименованиеСумма
    Помещение 
    Основные фонды 
    Запасы товаров на складе (к примеру, на первые 3 месяца) 
    Подбор персонала / зарплата 
    Реклама и стимулирование сбыта (на первые 3 мес.) 
    Всего 

    Только в том случае, если Вы обеспечены всеми необходимыми ресурсами, Ваш бизнес будет процветать.

    ЗАПОМНИТЕ:

    гораздо легче получить деньги для поддержки «набирающего обороты» бизнеса, чем для спасения «умирающего» предприятия.

    Вверх
     
    ЗАО «МАРП»
    113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
    Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
    E-mail: made@binec.ru
    Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz