| ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД ВЫРУЧКОЙ |
- Осуществление контроля над выручкой (валовым доходом)
- Выручка (валовый доход) и НДС (налог на добавленную стоимость)
- Наценка в торговых фирмах
- Сопоставление теоретических данных с практическими
- Возможные пути увеличения размера выручки
- Подведем итоги
1. Осуществление контроля над выручкой (валовым доходом)
Данный раздел рассматривает предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей, но общие принципы, освященные в главе, применимы как для фирм, оказывающих услуги, так и для производственных фирм.
Раздел рассматривает следующие вопросы:
- определение выручки (валового дохода);
- использование информации, необходимой для контроля за бизнесом;
- как увеличить размер прибыли.
2. Выручка (валовый доход) и НДС (налог на добавленную стоимость)
В предыдущих примерах продукция (товары, услуги) не облагалась НДС.
Что произойдет в том случае, если продукция (товары, услуги) подлежит обложению налогом на добавленную стоимость?
Расчеты будут иметь следующий вид:
Стоимость приобретенных товаров (без НДС) |
| 7.50 |
НДС на приобретенные товары |
| 1.50 (20%) |
Стоимость приобретенных товаров (с учетом НДС) |
|
9.00 |
Наценка |
| 3.00 |
|
| 12.00 |
НДС на реализуемую продукцию |
| 2.40 (20%) |
|
| |
Реализационная цена |
| 14.4 |
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАССЧИТЫВАТЬ ВЫРУЧКУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ?
Наценка на первоначальную стоимость
Используется следующая формула (в случае, если Вы приобретаете товар):
первоначальная стоимость (с учетом НДС) + наценка + НДС на реализуемую продукцию = реализационная цена.
Это означает, что Вы получаете счет (инвойс) на товар, который стоит 9 руб. с учетом НДС (7.5 + 7.5*20%) и хотите подсчитать реализационную цену. Если Ваша наценка составляет 33.3%, то Вам необходимо прибавить 3 руб., а затем к полученной сумме прибавить НДС на реализуемую продукцию, для того, чтобы получить ответ.
((7.5 + 7.5*20%) + 3) + 2.4 = 14.4 (руб.)
Выручка (валовой доход) от продаж
Вы используете формулу
реализационная цена (без НДС) - первоначальная стоимость
(без НДС) = выручка,
чтобы убедиться в том, что Ваша система наценки работает.
Для нашего примера реализационная цена (без учета НДС) составляет
12 (14.4 - 14.4*(20\120)) руб., а затраты (без учета НДС) 7.5
(9 - 9*(20\120)) руб.
Разница представляет собой выручку (валовой доход):
(14.4 - 14.4х(20\120)) - (9 - 9х(20\120)) = 4.5 (руб.)
По окончании отчетного периода, Вы можете подсчитать выручку двумя способами. Результат должен быть одинаковым. Если цифры различаются, то Вам необходимо проверить расчеты Вашей наценки. Вычисления будут приведены ниже.
3. Наценка в торговых фирмах
В случае с торговыми фирмами Ваши поставщики включают НДС
в отпускную цену.
Когда Вы реализуете продукцию, Вы также включаете НДС
в реализационную цену.
Используя цифры из предыдущего примера, расчеты будут иметь следующий вид:
Первоначальная стоимость с учетом НДС |
| 9 руб. |
Реализационная цена с учетом НДС |
| 14.40 руб. |
Разница |
|
5.40 руб. |
Наценка будет рассчитываться следующим образом:
5.40 | x | 100 | = 37.50% |
| |
14.40 | 1 |
Далее Вы можете использовать полученный результат при определении реализационной цены.
Определите реализационную цену для отдельных видов товаров своего бизнеса, используя систему наценок. Укажите НДС на приобретенные товары, а также на реализуемые.
4. Сопоставление теоретических данных с практическими
Очень важно сопоставлять наценку с выручкой (валовым доходом). Теоретически эти цифры должны быть равны. Но так ли это на самом деле ?
Предположим, торговая наценка в Вашем бизнесе составляет 80%
от первоначальной цены без учета НДС, что позволяет получить реализационную цену с учетом Вашего налога на добавленную стоимость. Для того, чтобы определить размер НДС при 20% ставке налога, Вы умножаете первоначальную стоимость или реализационную цену на 20/120.
Предположим, стоимость единицы товара с учетом НДС составляет
120 руб., тогда теоретическое значение выручки (валового дохода) рассчитывается следующим образом:
Первоначальная стоимость (с учетом НДС) | 120.00 | |
Минус НДС на приобретенные товары | 20.00 | (120 x (20/120)) |
Первоначальная стоимость (без НДС) | 100.00 | |
Плюс наценка 80% | 80.00 | (реализационная цена с учетом Вашего НДС) |
Реализационная цена | 180.00 | |
Минус НДС на реализуемые товары | 30.00 | (180 x (20/120)) |
Реализационная цена без учета НДС на реализуемую продукцию | 150.00 | |
Ваша выручка будет составлять: | | |
Реализационная цена без учета НДС | 150.00 | |
Минус первоначальная стоимость | 100.00 | |
| 50.00 руб. |
|
Теперь определим Выручку в процентном выражении, базируясь на реализационной цене:
Выручка в процентном выражении = |
Выручка (валовой доход) | x | 100 |
| |
Реализационная цена (без учета НДС) | 1 |
Проверка
По окончании отчетного периода Вы подготавливаете Отчет о прибылях и убытках. Предположим, что для всех товаров при определении реализационной цены используется наценка 80%.
Ниже представлен один из разделов Отчета о финансовых результатах (цифры приведены без учета НДС):
Реализация | 85942 | 85942 |
Минус первоначальная стоимость: | | |
Товарные запасы на начало периода | 14791 | |
Плюс закупленные товары | 59842 | |
Минус запасы на конец периода | 16193 | 58440 |
Выручка (Валовой доход) | | 27502 руб. |
|
Теперь подсчитайте выручку в процентном выражении от реализации.
Ниже приведено решение.
Выручка в процентном выражении:
50 | x | 100 | = 33.33% |
| |
150 | 1 |
Выручка в процентном выражении к продажам:
27502 | x | 100 | = 32.00% |
| |
85942 | 1 |
Вычисления показывают, что реальная выручка ниже теоретической на 1.33 процента (33.33-32.00).
Если цифры совпадают, то Вы осуществляете полный контроль за Вашей выручкой, если же нет, то попробуйте перечислить возможные причины:
Ниже приведены возможные объяснения:
- Ваши вычисления были неправильными - Вы не прибавляли последовательно 80% к первоначальной цене;
- первоначальные цены были неправильными - Вы учитывали цены, представленные в каталогах, а не в счетах (инвойсах);
- неправильно ведется финансовая отчетность - ошибки
в учете складских запасов на начало отчетного периода,
на конец отчетного периода, на приобретенные товары;
- существует реальный процент потерь из-за порчи товара, скидок, предоставленных клиентам и т.д.
Существуют и более серьезные причины:
- товары были украдены - это могли сделать как покупатели, так и Ваши работники;
- реализация не регистрируется полностью потому, что денежные средства присваиваются Вашим персоналом.
Вы должны проанализировать ситуацию. Возможно, это контролируемые потери, но если это не так, Вам необходимо определить точную причину.
5. Возможные пути увеличения размера выручки
Вы можете увеличить размер выручки двумя способами:
- через увеличение реализационных цен;
- через снижение закупочных цен.
Вы можете использовать оба способа одновременно.
Увеличение реализационных цен
Существует опасность, что после увеличения реализационных цен снизится объем Вашей реализации.
Тем не менее, проанализируйте свою реализацию и цены конкурентов.
Тем самым Вы определите величину, на которую смогли бы увеличить свои реализационные цены, не воздействуя на общий объем продаж.
Снижение закупочных цен
Ниже приведены некоторые идеи относительно снижения первоначальной стоимости:
- приобретайте товары в большем количестве - это предоставит Вам более выгодные закупочные цены, но при этом не затоваривайтесь;
- договоритесь о предоставлении Вам дополнительных скидок;
- воспользуйтесь преимуществами оплаты по факту, что предоставит Вам дополнительные скидки;
- определите причины складских потерь - это позволит Вам увеличить размер Вашей выручки.
6. Подведем итоги
Оценка выручки (валового дохода) является одной из важных составляющих контроля за бизнесом.
Вам необходимо ознакомиться с механизмом подсчета выручки. Современные калькуляторы делают этот процесс достаточно простым.
Сопоставьте Ваши теоретические вычисления наценки с реальной выручкой (валовым доходом) и определите причину отклонений (если таковые имеются).
Наконец, подумайте о том, как Вы могли бы увеличить размер выручки и тем самым повысить прибыльность Вашего бизнеса.
Вверх
ЗАО «МАРП»
113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
E-mail: made@binec.ru
|