Курс Ваш бизнес / Финансы / Стоимость Вашей фирмы


Переход на главную страницу

 КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО БИЗНЕС-ПЛАН
 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
 МАРКЕТИНГ ЭКСПОРТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 ФИНАНСЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

«ФИНАНСЫ 1»

  •  Стоимость Вашей фирмы
  • Определение балансовой прибыли
  • Планирование прибыли
  • Когда Вы начинаете получать прибыль
  • Движение денежных средств
  • Финансирование бизнеса
  • Размер денежных инвестиций
  • Банк как источник финансирования
  • Небанковкие источники финансирования
  • Подготовка документов для банка

    «ФИНАНСЫ 2»

  • Финансовая отчетность
  • Осуществление контроля над выручкой
  • Контроль над затратами по оплате труда
  • Определение общехозяйственных и административных расходов
  • Учет специальных затрат
  • Простой способ определения прибыли
  • Управление запасами
  • Анализ бухгалтерской отчетности
  • Финансовые вопросы при расширении бизнеса
  • Ваш бухгалтер


  • СТОИМОСТЬ ВАШЕЙ ФИРМЫ

    1. Активы
    2. Основные средства и иные необоротные активы
    3. Амортизация
    4. Оборотные средства
    5. Пассивы
    6. Баланс
    7. Подведем итоги

    1. Активы

    Активы — это то, чем Вы владеете. Активы могут быть как материальными (например, автомобиль, компьютер и т.д.), так и нематериальными (например, торговая марка). Хозяйственные средства выступают в виде основных и оборотных средств в процессе производства.

    В балансе проводится разграничение между тремя основными категориями активов:

    • основные средства и иные внеоборотные активы;
    • запасы и затраты;
    • денежные средства, расчеты и прочие активы.

    К основным средствам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, транспортные средства и т.д., одним словом, средства труда со сроком службы более одного года.

    К оборотным средствам относятся производственные запасы (сырье и материалы, топливо, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), затем незавершенное производство, готовые изделия, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность).

    2. Основные средства и иные необоротные активы

    Перечислите Ваши основные средства и иные внеоборотные активы, используемые в Вашем бизнесе. Укажите цену, по которой данные активы были приобретены.

    Что у Вас получилось? Ваш перечень может включать следующие пункты:

    • здания и сооружения;
    • машины и оборудование;
    • транспортные средства и т.д.

    В действительности стоимость основных средств и прочих внеоборотных активов уменьшается по мере износа и старения. Технический термин, определяющий данное положение — амортизация.

    3. Амортизация

    Амортизация является инструментом, который оценивает величину, на которую с течением времени уменьшается стоимость актива.

    Чтобы определить амортизацию актива, Вы должны знать:

    • его закупочную стоимость;
    • срок службы данного актива;
    • оценочную стоимость актива на конец жизненного цикла (остаточная стоимость).

    Зная эти показатели, годовую амортизацию можно рассчитать следующим образом:

    Годовая амортизация = (первоначальная стоимость – остаточная стоимость) / срок службы актива

    Для иллюстрации рассмотрим пример с автомобилем.

    Первоначальная стоимость — 6000 ( руб.)
    Срок службы — 4 года
    Оценочная стоимость на четвертый год (остаточная стоимость) — 1000 (руб.)
    Годовая амортизация составит (6000 – 1000)  / 4 = 1250 (руб.)

    После второго года амортизация составит 2500 руб. — это накопленная амортизация (1250 + 1250).

    Таким образом, на второй год эксплуатации автомобиля баланс будет выглядеть следующим образом:

    Первоначальная стоимость — 6000
    Минус амортизация за два года — 2500
    Балансовая стоимость — 3500 ( руб.)

    Разница между закупочной стоимостью актива и амортизацией называется балансовой, или книжной, стоимостью. На практике для упрощения расчетов амортизацию выражают в процентном виде. Например, установленный процент годовой амортизации составляет (в среднем):

    • 12% — на автомобили;
    • 8% — на машины и оборудование.

    Подсчитаем балансовую стоимость активов, которые Вы представили.

    Сгруппируйте между собой схожие типы активов.

    Ваши результаты могут выглядеть приблизительно так:

    Описание активаПервоначальная стоимость (руб.)Амортизация (руб.)Балансовая стоимость (руб.)
    Здания и сооружения1800018000
    Автотранспорт800040004000
    Офисное оборудование600045001500
    Машины и оборудование800032004800
     40000870031300

    Если здания и сооружения не находятся в Вашей собственности, то они не должны быть отражены в балансе.

    Примечание.
    Балансовая стоимость актива не обязательно будет совпадать с рыночной стоимостью.

    4. Оборотные средства

    В категорию оборотных средств попадают две группы активов:
    • запасы и затраты;
    • денежные средства, расчеты и прочие активы.

    Оборотные средства представляют собой активы, имеющие краткосрочную природу. Данные активы являются частью производственного цикла.

    В разряд данных активов входят:

    • товарно-материальные запасы — стоимостная оценка товарно- материальных запасов на Вашем складе;
    • счета к получению — сумма денежных средств, которую Вам должны за товар, проданный в кредит;
    • денежные средства — общая величина денежных средств, находящаяся как на Вашем счету в банке, так и в кассе.

    Одной из характеристик оборотных средств является ликвидность (способность легко переводиться в денежные средства).

    Каким образом оцениваются оборотные средства?

    Товарно-материальные запасы

    Данные активы оцениваются по их закупочной стоимости. В случае, если реальная стоимость ниже суммы, за которую активы были приобретены, то во внимание принимается разумная величина, которую Вы хотели бы получить за товарные запасы.

    Счета к получению (дебиторская задолженность)

    Данная группа активов оценивается по номинальной стоимости, за исключением той части, которую Вы уже не надеетесь получить (неблагонадежная дебиторская задолженность).

    Пример оборотных средств приведен ниже.

    Товарные запасы — — 6784
    Счета к получению (дебиторская задолженность) — 3791
    Денежные средства — 840
    Всего: — 11415

    Приведите расчеты, касающиеся Вашего бизнеса:

    Итак, мы разобрались с активами Вашей фирмы. Теперь перейдем к пассивам.

    5. Пассивы

    Пассивы разделены на собственные и заемные. Заемные средства представляют собой долговые обязательства Вашего бизнеса.

    Заемные средства (обязательства) подразделяются на:

    • долгосрочные;
    • текущие.

    В категорию долгосрочных обязательств входят:

    • долгосрочные кредиты банков;
    • долгосрочные займы.

    Текущие (краткосрочные до 12 месяцев) обязательства должны быть погашены в течение относительно короткого периода времени.

    В группу текущих обязательств входят:

    • овердрафтный кредит — форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счету клиента банка (сверх остатка на счету).
    • кредиты банков для работников;
    • краткосрочные займы;
    • расчеты с кредиторами
      • за товары, работы и услуги;
      • по оплате труда;
      • с бюджетом;
      • с прочими кредиторами.

    Текущие обязательства должны быть рассмотрены во взаимосвязи с оборотными средствами Вашего бизнеса, так как последние обеспечивают фонды для оплаты по обязательствам.

    Пример текущих обязательств приведен ниже:

    Текущие обязательства на 31-е Марта
    Счета к оплате (задолженность перед кредиторами/поставщиками) — 5921
    Краткосрочный кредит — 3107
    Всего: — 9028

    В данном примере рассмотрены только текущие обязательства.

    В Вашем случае категории обязательств могут быть и другими.

    Перечислите обязательства Вашего бизнеса.

    6. Баланс

    Таким образом, мы обсудили следующие термины, используемые для оценки стоимости Вашего бизнеса:
    • основные средства и прочие внеоборотные активы;
    • запасы и затраты;
    • денежные средства, расчеты и прочие активы;
    • обязательства.

    Заключительным этапом является объединение данных показателей в форму единого финансового документа, в так называемый баланс. Помните, что баланс — это состояние Вашего бизнеса в определенный момент времени.

    Важным применением баланса является возможность определения разницы между оборотными средствами и текущими пассивами (обязательствами). В нашем примере эта разница составляет:

    2815 – 1839 = 976

    (см. пример баланса ниже)

    Назовем эту разницу чистыми оборотными средствами. В российском учете данный термин отсутствует, но на самом деле этот показатель является хорошим индикатором того, на сколько фирма способна отвечать по своим обязательствам.

    Познакомьтесь с примером баланса. После этого подготовьте Ваш баланс.

    Баланс типичной розничной фирмы.

    Баланс на 31 мартаруб.руб.руб.
        
    Основные средства и прочие внеоборотные активы   
    Оборудование2500  
    Транспорт2190  
      4690 
    Минус накопленная амортизация196019602730
    Оборотные средства   
    Запасы и затраты2473  
    Денежные средства, расчеты и прочие активы   
    Расчеты с дебиторами224  
    Денежные средства1182815 
    Баланс  5545
        
    Собственные средства  3706
        
    Обязательства   
    Расчеты с кредиторами   
    за товары, работы, услуги254  
    по оплате труда9481839 
    с прочими кредиторами637  
        
    Баланс  5545
    Чистые оборотные средства  976

    7. Подведем итоги

    В любой момент времени балансовый отчет отражает величину капитала, используемого в Вашем бизнесе.

    Рассмотрим в качестве примера ситуацию непропорционального увеличения товарных запасов по сравнению с другими активами.

    Это может означать, что слишком большая часть оборотных средств «связана» в виде товарных запасов. Осуществление контроля за оборотными средствами является жизненно важным в силу того, что оборотные средства отражают способность Вашего бизнеса поддерживать торговый оборот.

    Следует уделять особое внимание величине кредиторской задолженности (задолженности перед поставщиками). По необходимости контроль над задолженностью перед поставщиками должен быть усилен.

    Баланс является важным документом по целому ряду причин.

    • Вам будет легче в получении кредита или увеличении размера уже существующего, если Вы сможете предоставить текущий баланс.
    • Если Вы захотите продать свою фирму, то баланс будет отправным документом при определении стоимости бизнеса.
    • Баланс предоставляет возможность оценить эффективность Вашего бизнеса с точки зрения уровня дохода.

    Теперь, когда Вы закончили изучение данного раздела, имеет смысл прочесть брошюру «Определение балансовой прибыли».

    Вверх
     
    ЗАО «МАРП»
    113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
    Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
    E-mail: made@binec.ru
    Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz