Курс Ваш бизнес / Финансы / Финансовые вопросы при расширении бизнеса


Переход на главную страницу

 КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО БИЗНЕС-ПЛАН
 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
 МАРКЕТИНГ ЭКСПОРТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 ФИНАНСЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

«ФИНАНСЫ 1»

  • Стоимость Вашей фирмы
  • Определение балансовой прибыли
  • Планирование прибыли
  • Когда Вы начинаете получать прибыль
  • Движение денежных средств
  • Финансирование бизнеса
  • Размер денежных инвестиций
  • Банк как источник финансирования
  • Небанковкие источники финансирования
  • Подготовка документов для банка

    «ФИНАНСЫ 2»

  • Финансовая отчетность
  • Осуществление контроля над выручкой
  • Контроль над затратами по оплате труда
  • Определение общехозяйственных и административных расходов
  • Учет специальных затрат
  • Простой способ определения прибыли
  • Управление запасами
  • Анализ бухгалтерской отчетности
  •  Финансовые вопросы при расширении бизнеса
  • Ваш бухгалтер


  • ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ РАСШИРЕНИИ БИЗНЕСА

    1. Финансовые вопросы при расширении бизнеса
    2. Подумайте о следующем
    3. Объединение информации
    4. График
    5. Размер необходимого финансирования
    6. Источники и стоимость финансирования
    7. Имеет ли смысл увеличивать объемы продаж?
    8. Выбор различных вариантов
    9. Подведем итоги

    1. Финансовые вопросы при расширении бизнеса

    Последствием непродуманного расширения является ситуация, при которой прибыльный бизнес терпит неудачу из-за того, что реализация приближается к уровню оборотных средств.

    Увеличение реализации означает, что:

    • большее количество денежных средств оказывается связанными в товарных запасах и в дебиторской задолженности (из-за продаж в кредит);
    • выше размер кредиторской задолженности (из-за покупок в кредит);
    • продолжительнее период, на который Вы предоставляете кредит Вашему покупателю (следствие специальных предложений и скидок для привлечения большего количества покупателей);
    • увеличение общехозяйственных и административных расходов, что объясняется сверхурочными работами;
    • увеличение доли заемных средств в структуре капитала из-за роста числа кредитов, предоставляемых банками Вашей фирме.

    Подобная ситуация может привести к тому, что:

    • кредиторы, продолжая ждать выплат по своим счетам, отойдут при этом от практики предоставления товаров в кредит, что в свою очередь замедлит товарооборот на Вашем складе;
    • покупатели начинают обращаться за товарами в другие фирмы, из-за того, что удовлетворения своих потребностей в тех или иных товарах;
    • движение товаров на складе замедляется;
    • банк сообщает Вам о факте овердрафта.

    В результате предприятие может быть признано банкротом, а его имущество распродано с молотка, включая здания, оборудования, транспорт, товарные запасы.

    Подобная ситуация может случиться как с большим, так и с малым предприятием, причем в случае с малым бизнесом ни правительство, ни банки, ни какие-либо другие структуры не захотят выступить гарантами предприятия для оказания помощи по выходу из критической ситуации.

    Вы должны стараться избегать подобных ситуаций.

    2. Подумайте о следующем

    Ваша задача - расширять бизнес, чтобы получать большую прибыль.

    Во многих случаях этого можно достичь путем увеличения объемов продаж.

    На какую величину должна быть увеличена реализация? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что необходимо для увеличения реализации.

    Должны ли Вы:

    • увеличить производственные мощности?
    • увеличить размер склада?
    • увеличить сбыт?
    • выделить больше помещений под офис?

    Вам так же необходимо определить:

    • размеры складских запасов в будущем;
    • размер необходимых кредитов;
    • на какую сумму Вы планируете взять товара в кредит у Ваших поставщиков.

    Не забудьте ответить и на следующие вопросы:

    • Будете ли Вы нуждаться в большем количестве работников? Большее количество работников означает увеличение затрат на оплату труда, а также на обязательные социальные отчисления.
    • Какова будет величина коммунальных платежей, платы за телефон, платежей за аренду помещений и т. д.?

    Может так оказаться, что Вы не сможете управлять деятельностью Вашей фирмы после увеличения оборотов самостоятельно и потребуются дополнительные затраты на привлечение необходимых менеджеров.

    Если вопросы, которые были подняты выше, являются правомерными в случае с Вашим бизнесом, то Вам потребуются дополнительные денежные средства на покрытие этих издержек. В таком случае, какова будет стоимость привлечения дополнительных денежных средств?

    3. Объединение информации

    На следующих страницах будут представлены некоторые формы, которые помогут Вам в подготовке плана, - укажите дату вверху и набросайте некоторые предварительные подсчеты в приведенных формах.

    Подготовьте бумагу формата А4 и на отдельных листах для каждого заголовка сделайте заметки, которые по Вашему мнению помогут Вам:

    • напомнить, каким образом были получены данные результаты;
    • определить иную необходимую Вам информацию;
    • спланировать последовательность дополнительных приобретений.

    Далее определите более детально, что Вам необходимо учесть, используя опыт собственного бизнеса.

    Воспользуйтесь советом экспертов - через:

    • изучение специализированных журналов, публикаций;
    • участие в выставках и т.д.

    Не игнорируйте собственное мнение: Ваш бизнес был успешным до настоящего времени, иначе Вы не стали бы рассматривать вопрос о его расширении.

    Начните с оценки того, какое дополнительное оборудование, какие машины, помещения и т.д. Вам понадобятся.

    На втором листе укажите только общее количество - это означает, что, например, в случае с расходами Вам необходимо перечислить расходы по отдельным статьям (посмотрите Ваш последний Отчет о прибылях и убытках для того, чтобы определить статьи, которые необходимо рассмотреть), оцените на сколько увеличится каждая статья и просуммируйте, полученные результаты.

    При рассмотрении расходов:

    • амортизация может быть исключена из рассмотрения;
    • не забудьте включить затраты на аренду помещений и/или платежи, связанные с лизингом машин и оборудования, если данные затраты были спланированы на первом листе.

    В случае с запасами Вам, как и в случае с расходами, необходимо оценить по отдельности изменение производственных запасов (если Ваша предпринимательская деятельность связана с производством), изменения в готовой продукции, незавершенном производстве и т.д.

    План по увеличению объемов продаж фирмы (1)   
     Платежи
     Поступления / Платежи за годАктивы/ Пассивы
    Помещения - дополнительные
    Фабрика / Склад / Офис / Магазин
       
    Расширение уже существующих площадей
    или использование новых?
    Если расширение, то каковы затраты?
    Если использование новых, то:  
    Местоположение?
    Аренда или покупка?
    Если аренда, то какова плата?
    Если приобретение, то каковы условия приобретения:
    отсрочка, аренда с правом выкупа и т .д.; затраты;
    Продажа существующих помещений?
    За какую сумму?
       
    Машины / Оборудование / Транспорт
    Лизинг - условия?
    Приобретение - затраты?
    Продажа существующих активов
    (машин, оборудования, транспорта)?

    План по увеличению объемов продаж фирмы (2) 
     Планируемые результаты
    после расширения
    На сколько увеличились статьи
     Доход за год Общий капиталза месяцЧисло месяцев
         
    Реализация - увеличение на:
    (Как результат)    
    Дебиторская задолженность - увеличение на:
    (также)    
    Складские запасы должны быть увеличены на:
         
    Приобретения - увеличение на:
    (Как результат)    
    Кредиторская задолженность - увеличение на:
         
    Затраты - увеличение на:

    Обратите внимание на то, что увеличение дебиторской задолженности, было вызвано увеличением реализации.

    Точно также, увеличение реализации привело к изменению складских запасов.

    Изменение в графе приобретения оказало влияние как на реализацию, так и на складские запасы.

    Наконец, увеличение кредиторской задолженности явилось следствием роста приобретений.

    Все это Вы должны принимать во внимание при составлении Ваших планов.

    4. График

    Оценивая размеры необходимых затрат, Вы также должны определить график осуществления тех или иных расходов.

    Пример графика платежей и поступлений представлен ниже.

    Для составления графика используйте данные из предыдущих таблиц.

    В таблице представлен период равный 12 месяцам. Вы можете рассматривать любой период времени.

    Помните, что такие позиции как, например реализация, изменяются от месяца к месяцу, тогда как изменение в графе помещения может произойти лишь один раз.

    Для каждого месяца перечислите планируемые поступления и платежи, а также укажите общие суммы.

    Отнимите общую сумму платежей от общей суммы поступлений для каждого месяца.

    План по увеличению объемов продаж фирмы (3)
    Движение денежных средств ____________________
    Месяц123456789101112Итого
    Поступления от:                         
    дополнительной реализации             
    продажи недвижимости             
    продажи машин и оборудования             
    Общие дополнительные поступления             
    Платежи за:             
    дополнительные запасы, товары             
    дополнительные расходы             
    Приобретение дополнительных площадей             
    Дополнительные машины и оборудование             
    Общие дополнительные платежи             
    Движение денежных средств             
    За месяц             
    Поступления превысили платежи (+)             
    Платежи превысили поступления (-)             
    Нарастающим итогом             
    (+)             
    (-)             

    ПРИМЕР

    На следующих страницах представлен пример того, как информация, подготовленная отдельно на страницах 9 и 10, используется при составлении прогноза, представленного на странице 12 и 13.

    План по увеличению объемов продаж фирмы (1) от 15 / 10 / 95
     Платежи
     Поступления /
    Платежи за год
    Активы/
    Пассивы
    Помещения - дополнительные
    Фабрика / Склад / Офис / Магазин
      
    Расширение уже существующих площадей
    или использование новых?
      
    Использование новых  
    Если расширение, то каковы затраты?  
    Информация не доступна  
    Если использование новых:  
    Местоположение?  
    Индустриальная зона  
    Аренда или покупка?  
    Покупка  
    Если аренда, то какова плата?  
    Если приобретение, то каковы условия приобретения:
    отсрочка, аренда с правом выкупа и т. д.; затраты?
      
    Аренда с правом выкупа  
      300000
    Продажа существующих помещений?   
    Да  
    За какую сумму? 100000
    Машины/Оборудование/Транспорт  
    Лизинг - условия?   
    Информация не доступна  
    Приобретение - затраты? 50000
    Продажа существующих активов
    (машин, оборудования, транспорта)?
      
    Да 10000


    План по увеличению объемов продаж фирмы (2) от 15/ 10/ 95
     Планируемые результаты
    после расширения
    На сколько увеличились
    статьи
     Доход за годОбщий капиталза месяц
    в среднем
    Число
    месяцев
    Реализация - увеличение на:144000 100012
    (Как результат)    
    Дебиторская задолженность - увеличение на: 12000100012
    также    
    Складские запасы должны быть увеличены на: 12000100012
    Приобретения - увеличение на:84000 10007
    (как результат)    
    Кредиторская задолженность - увеличение на: 700010007
    Общехозяйственные и административные затраты12000 10012

    Таблица №1

    План по увеличению объемов продаж фирмы (3)
    Движение денежных средств от 15 / 10/ 95
    Месяц123456789101112Итого
    Поступления от:             
    дополнительной реализации102030405060708090100110120780
    продажи недвижимости      1000     1000
    продажи машин и оборудования 305020        100
    Общие дополнительные поступления105080605060107080901001101201880
    Платежи за:             
    дополнительные запасы, товары203040505050505060607070600
    дополнительные расходы555777788881085
    Приобретение дополнительных площадей100  500  2000  400  3000
    Дополнительные машины и оборудование    50100200150    500
    Общие дополнительные платежи125354555710715722572086846878804185
    Движение денежных средств             
    За месяц             
    Превышение поступлений (+) 1535     22 3240144
    Превышение платежей (-)115  49757971187128 368  2449
    Нарастающим итогом             
    (+)             
    (-)11510065562619716190320312009237723452305 

    5. Размер необходимого финансирования

    Размер минимального дополнительного финансирования составляет 237700 руб. Эта сумма приходится на октябрь.

    Планируемая реализация должна возрасти на 90000 руб., тогда как планируемые приобретения на 67000 руб.

     
    ( руб.)
    Планируемые дополнительные поступления от реализации по факту  
    78000
    Ожидаемое дополнительное увеличение дебиторской задолженности    
    12000
       
    90000
    Планируемые выплаты за приобретения  
    60000
    Ожидаемое увеличение кредиторской задолженности  
    7000
       
    67000

    В планируемых приобретениях (67000 руб.), 12000 руб. представляют собой увеличение в складских запасах, с учетом которых балансовая прибыль будет составлять:

     руб.
    Реализация90000 
    Минус первоначальная стоимость55000(67000 - 12000)
    Выручка (валовой доход)3500038.89 % от реализации
    Минус общехозяйственные и административные затраты8500(прогноз)
    Балансовая прибыль26500 

    К концу первого года после расширения балансовая прибыль составит:

     руб.
    Реализация144000 
    Минус первоначальная стоимость84000 
    Выручка (валовой доход)6000041.67% от реализации
    Минус общехозяйственные и административные затраты12000 
    Балансовая прибыль48000 

    Из Таблицы №1 возьмем последнее значение из графы движение денежных средств, представленное нарастающим итогом:

    230500

    Прибавим к данной цифре планируемую дополнительную прибыль

    26500

    Итого:

    257000 руб.

    Данная цифра представляет собой реальную отдачу от увеличения объемов продаж фирмы.

    Сумма в 257000 руб. может быть использована следующим образом:

    Дополнительная дебиторская задолженность 12000 
    Дополнительные складские запасы 12000 
      24000 
    Минус дополнительная кредиторская задолженность 7000 
    Пополнение оборотных средств  17000
    Новые помещения 300000 
    Минус продажа собственных площадей 100000 
      200000 
    Новые машины и оборудование50000  
    Минус реализация старых1000040000 
    Пополнение основных средств  240000
    Необходимый дополнительный капитал  257000

    Очень важно понимать различие между основными и оборотными средствами так, как это может повлиять на решения, касающиеся источников финансирования.

    Итак, нами было установлено, что на финансирование необходимо:

    • основных средств 240000 руб.
    • оборотных средств 17000 руб.

    Ожидается, что благодаря расширению к концу первого года появится дополнительная прибыль в размере 26500 руб., а общая прибыль за год составит 48000 руб.

    Используя данные, подготовленные Вами на странице 9, 10, 12 и 13, ответьте на следующие вопросы:

    План по увеличению объемов продаж фирмы (4) -
    Необходимые финансовые средства
     руб.
    Основные средства
    Оборотные средства
    Ожидаемая прибыль:
        дополнительная прибыль
        общая прибыль за год

    6. Источники и стоимость финансирования

    На данном этапе, представляется полезным ознакомление с главой "Финансирование Вашего бизнеса", которая входит в первую часть финансового блока.

    Общие положения, представленные в главе "Финансирование Вашего бизнеса", распространяются и на случай увеличения объемов продаж фирмы.

    Существует несколько видов финансирования:

    • Ваши собственные ресурсы;
    • овердрафтные кредиты;
    • срочные кредиты, включая продажу активов с рассрочкой;
    • аренда или лизинг.

    С использованием Ваших собственных ресурсов, могут быть профинансированы как все финансовые нужды, так и лишь некоторая их часть.

    Овердрафтный кредит - форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счету клиента банка (сверх остатка на счету).

    Овердрафтный кредит является удобным, гибким и относительно дешевым.

    Кредиты, предоставляемые на фиксированный период времени, могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Стоимость срочного кредита является выше стоимости овердрафтного, но в случае со срочными кредитами, заем может быть возвращен раньше положенного срока, если заемщик того пожелает. Данный тип финансирование используется для приобретения основных средств.

    Это объясняется тем, что в ходе эксплуатации основных средств, генерируемые при этом денежные средства, могут быть направлены на выплаты по кредиту.

    Альтернативой приобретению основных средств может служить его аренда. Здание и помещения обычно снимаются в аренду. В последнее время эта практика начинает распространяться и на машины, оборудование, офисное оборудование и т.д.

    Выбирая метод финансирования, помните:

    • может сложиться ситуация, при которой аренда того или иного актива будет выгоднее приобретения; это зависит от размера балансовой прибыли в случае аренды и в случае приобретения актива;
    • теоретически, наиболее дешевыми источниками финансирования являются банки;
    • при принятии решения о финансировании лицо, предоставляющее кредит, сопоставит долю Вашего личного вклада в структуру капитала фирмы с размером кредита, который Вы просите предоставить;
    • в случае предоставления Вами гарантий, стоимость кредита может оказаться значительно дешевле.

    При принятии решения о выборе того или иного источника финансирования, помните, что собственные денежные средства являются самой предпочтительной альтернативой ввиду того, что Вы не должны выплачивать проценты.

    На самом деле, это не совсем так при условии, что Вы не храните огромных сумм на текущем счету в банке.

    Чтобы инвестировать собственные денежные средства, Вы должны изъять их из оборота, потеряв, таким образом, доход, который данный капитал генерировал.

    Даже если Вы и в состоянии профинансировать Ваши планы по увеличению объемов продаж фирмы из собственных источников, необходимо проанализировать затраты, которые Вы понесете при изъятии денежных средств из другого направления своего бизнеса, и оценить возможность инвестирования денежных средств в более выгодные направления. Результат может оказаться самым неожиданным.

    Многие фирмы при финансировании планов по увеличению объемов продаж, предпочитают использовать внешние источники финансирования вместо того, чтобы изымать денежные средства из прибыльных направлений.

    7. Имеет ли смысл увеличивать объемы продаж?

    Ваши планы по увеличению объемов продаж должны быть реалистичными и генерировать прибыль, иначе Вы начнете терять деньги. Планируемая прибыль должна быть сопоставлена с размером используемого Вами финансирования и с возможным доходом от инвестирования денежных средств в другие направления бизнеса.

    Ниже представлены расчеты на базе предыдущего примера:

    Инвестиции в размере 257000 руб. должны генерировать доход в размере 48000 руб. за один год, норма дохода на инвестированный капитал составит:

    Доход  x   100  =  48000  x  100  =  18.67%
    Инвестиции12570001

    В случае, если бы 257000 руб. были вложены в государственное ценные бумаги и при этом доход составил бы 23130 руб., то норма дохода на инвестированный капитал составила бы

    Процент  x   100  =  23130  x  100  =  9.0%
    Инвестиции12570001

    Принимая во внимание, что Ваш план по увеличению объемов продаж имеет определенную долю риска, тогда, как государственные ценные бумаги являются наименее рискованным инвестиционным инструментом, разница в 9.67% (18.67% - 9.1%) является Вашей платой за риск.

    Если Вы финансируете план по увеличению объемов продаж, используя при этом денежные средства Вашей фирмы, то риск ложится целиком на Вас, при этом прибыль, в случае успеха, целиком принадлежит Вам.

    При использовании внешних источников финансирования, часть риска, а также и часть дохода переходит к кредиторам.

    Вам нужно оценить, является ли уровень прибыли достаточным для того, чтобы компенсировать потраченное Вами время и Ваши усилия, а также адекватен ли размер прибыли степени риска.

    Если кредит в размере 257000 руб. был взят под 15% годовых, прибыль будет рассчитываться следующим образом:

    Прибыль до уплаты банковских процентов   
    48000
    Минус банковский процент  
    38550 (257000 x 15%)
    Прибыль после уплаты банковских процентов    
    9450

    Для того, чтобы концепция, представленная выше стала полностью понятна, приведите необходимые цифры в таблице, а также произведите вычисления.

    8. Выбор различных вариантов

    Вполне возможно, Вы располагаете различными инвестиционными альтернативами, но при этом может быть выбран лишь один план.

    Вами должен быть выбран план, отвечающий следующим требованиям:

    • инвестиционный проект, генерирующий наибольшую прибыль;
    • проект, для осуществления которого необходимо меньше денежных средств;
    • проект с самым высоким показателем нормы дохода на инвестированный капитал;
    • инвестиционный проект с наименьшим уровнем риска.

    Дополнительным фактором, который необходимо принимать во внимание, является время.

    Чем продолжительней проект, тем больше степень риска, т.к. выше вероятность того, что за этот период времени могут произойти непредвиденные события.

    Предпочтительным является проект, при котором требуется меньше времени для окупаемости первоначальных инвестиций.

    Определим окупаемость для нашего примера.

    Планируется при первоначальных инвестициях в 257000 руб. получить прибыль в размере 26500 руб. в первый год и по 48000 руб. в последующие годы.

    Схема окупаемости проекта

    Окупаемость данного проекта составляет пять лет и приблизительно десять месяцев.

    1) 26500 + 48000 = 218500 руб. - пять лет

    2) 48000/12 = 4000 руб. в месяц

    3) 257000 - 218500 = 38500 руб.

    4) 38000/4000 = 9.62 - девять месяцев и восемнадцать дней.

    Определите период окупаемости для Вашего проекта.

    9. Подведем итоги

    Вы планируете получить выгоду от увеличения объемов продаж.

    Вам необходимо проанализировать все аспекты планируемого увеличения объемов продаж.

    В данной главе были рассмотрены основные моменты, связанные с инвестиционным планированием.

    Вы узнали:

    • как необходимо собирать информацию;
    • каким образом информация должна быть объединена в форму единого плана;
    • на основании чего необходимо принимать решение о выборе того или иного инвестиционного плана.

    Вверх
     
    ЗАО «МАРП»
    113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
    Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
    E-mail: made@binec.ru
    Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz