| АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ |
- Анализ бухгалтерской отчетности
- Баланс
- Реальная норма дохода на капитал
- Платежеспособность
- Отношение оборотных средств к текущим обязательствам
- Отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов
к текущим обязательствам
- Отношение собственных средств к заемным
- Оборачиваемость товарных запасов
- Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с дебиторами
- Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с кредиторами
- Отчет о прибылях и убытках
- Реализация
- Выручка (валовой доход)
- Общехозяйственные и административные расходы
- Перечень ключевых показателей
- Подведем итоги
1. Анализ бухгалтерской отчетности
Занимаясь бизнесом, очень важно уметь анализировать бухгалтерскую отчетность и понимать значения ключевых показателей.
Основными документами бухгалтерской отчетности являются:
- Баланс предприятия;
- Отчет о прибылях и убытках.
Анализ этих документов позволяет Вам определить состояние своего бизнеса.
2. Баланс
Данный документ позволяет Вам оценить важные аспекты, касающиеся Вашего бизнеса. В число этих аспектов входят:
- норма доходности на капитал;
- платежеспособность;
- насколько эффективно Вы используете активы - основные и оборотные средства.
Прежде, чем рассматривать эти показатели, необходимо определить некоторые фундаментальные понятия.
Большинство основных средств - таких, как здания и сооружения, машины и оборудования, - представлены в балансе по цене, ниже первоначальной. Это происходит за счет вычета амортизации из первоначальной стоимости актива.
Тем не менее, существуют активы, представляемые в балансе по их исторической стоимости.
В число таких активов входят:
- торговые марки;
- авторские права и т.д.
Рассмотрим баланс предприятия в самых общих чертах:
Баланс на 31 декабря | (руб.) |
| |
Основные средства и прочие внеоборотные активы | 25670 |
Оборотные средства | 34523 |
Баланс | 60193 |
| |
Собственные средства | 38499 |
Плюс обязательства | 21694 |
Баланс | 60193 |
|
В случае с оборотными средствами и краткосрочными обязательствами их значения не имеют свойства изменяться со временем.
Для того, чтобы определить реальную стоимость Вашей фирмы, необходимо внести корректировки в величину основных средств и прочих внеоборотных активов ввиду того, что данные виды активов отражаются в балансе по их исторической стоимости.
Подобные корректировки называются переоценкой имущества. Пример возможной переоценки приведен ниже:
| (руб.) |
Оборудование было приобретено в 1990 г по цене | 4000 |
Текущая стоимость в 1995 году | 12000 |
Изменение в балансе | 8000 |
Таким образом в представленном выше балансе произойдут следующие изменения: | |
Основные средства и прочие внеоборотные активы будут оцениваться в | 33670 |
Собственные средства будет оцениваться в | 46499 |
|
Если переоценка основных средств и иных внеоборотных активов должна быть произведена на Вашей фирме, то приведите вычисления в таблице, представленной ниже:
3. Реальная норма дохода на капитал
Теперь у Вас есть четкое представление о стоимости своей фирмы.
Это дает возможность оценить прибыль от коммерческой деятельности по отношению к собственному капиталу.
Расчет имеет следующий вид:
Балансовая прибыль за год | x | 100 | = Норма дохода на капитал |
| |
Собственный капитал (средства) | 1 |
4. Платежеспособность
Бизнес считается платежеспособным, если выплаты по обязательствам производятся в заданные сроки.
Бизнес может оказаться неплатежеспособным, несмотря на наличие активов, из-за отсутствия необходимых денежных средств.
Имея баланс, можно определить платежеспособность двух уровней:
- отношение оборотных средств к текущим обязательствам;
- отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов к текущим обязательствам.
5. Отношение оборотных средств к текущим обязательствам
Концепция вычисления этого показателя представлена ниже:
Оборотные средства |
| 34523 |
Текущие обязательства |
| 21694 |
Чистый оборотный капитал |
| 12829 |
Отношение оборотных средств к текущим обязательствам |
| 1.59 |
Бизнес, в котором текущие обязательства доминируют над оборотными средствами, имеет финансовые проблемы.
6. Отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов к текущим обязательствам
Данная концепция сравнивает оборотные средства без учета товарных запасов с текущими обязательствами.
Расчеты с дебиторами |
| 19648 |
Денежные средства |
| 3257 |
|
| 22905 |
Минус текущие обязательства |
| 21694 |
|
| 1211 |
Отношение равняется |
| 1.06 |
Если текущие обязательства превышают оборотные средства за вычетом товарных запасов, то финансовая позиция фирмы должна быть пересмотрена.
Для приведения показателей в соответствие необходимо увеличить количество денежных средств в активе фирмы. Это можно сделать, например, отказавшись от практики продажи в кредит в пользу продаж по факту, или арендуя активы вместо того, чтобы тратить деньги на их приобретение.
7. Отношение собственных средств к заемным
При определении данного показателя сопоставляется величина средств, которыми владеет фирма с размером средств, которые были предоставлены другими организациями.
Схему определения данного показателя иллюстрирует пример баланса, который приводится ниже.
Баланс на 31 декабря | (руб.) |
| |
Основные средства и прочие внеоборотные активы | 37000 |
Оборотные средства | 18000 |
Баланс | 55000 |
| |
Собственные средства | 29000 |
Обязательства | 26000 |
Баланс | 55000 |
|
Отношение собственных средств к заемным будет равняться 1.12.
При ухудшении общей экономической ситуации объемы продаж падают, но проценты по кредитам при этом остаются прежними; это также ведет к тому, что бизнес начинает претерпевать финансовые трудности.
Можно сказать, что отношение собственных средств к заемным оценивает степень рискованности того или иного бизнеса.
8. Оборачиваемость товарных запасов
Оборачиваемость товарных запасов - сколько в среднем за год обновились складские запасы.
Концепция определения данного показателя представлена ниже:
| руб. | руб. |
Реализация | | 114361 |
Минус первоначальная стоимость: | | |
Товарные запасы на начало периода | 19874 | |
Плюс закупленные товары | 83151 | |
| 103025 | |
Минус запасы на конец периода | 21829 | 81196 |
Выручка (Валовой доход) | | 33165 |
|
Для определения состояния склада Вам нужна следующая информация:
- первоначальная стоимость товаров;
- общая сумма товаров на складе за год.
Расчет будет иметь следующий вид:
Первоначальная стоимость товаров | = Оборачиваемость складских запасов |
|
Сумма товаров на складе |
Примечание
Складской запас (средняя величина за год), выраженный в денежном отношении, рассчитывается следующим образом:
19874 + 21829 | = 20852 |
|
2 |
Оборачиваемость склада будет равняться:
(81196/20852) = 3.9
Данный показатель варьируется от бизнеса к бизнесу. В продуктовом супермаркете складские запасы могут оборачиваться 15 раз за год, тогда как для ювелирного магазина товарооборот может равняться двум.
Вы всегда должны стремиться к увеличению оборачиваемости складских запасов.
9. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с дебиторами
С помощью этого показателя оценивается эффективность контроля за теми денежными средствами, которые должны Вам другие организации.
Чтобы подсчитать этот показатель, Вы должны знать следующие моменты:
- реализацию за конкретный период времени;
- величину дебиторской задолженности за тот же период времени.
Предположим, реализация за год составила 114361 руб., тогда как дебиторская задолженность составила 12335 руб. Расчеты будут выглядеть следующим образом:
Средняя реализация за один день:
114361 | = 313 руб. |
|
365 |
Среднее количество дней необходимых для завершения расчетов с дебиторами:
12335 | = 39 дней |
|
313 |
Далее Вы должны оценить, насколько данная цифра является подходящей для Вашего бизнеса. В любом случае, Вы должны стремиться к тому, чтобы уменьшить этот показатель.
Одним из вариантов может быть предоставление скидок за оплату по факту, или в течение небольшого периода времени (например, в течении недели).
10. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с кредиторами
С помощью данного показателя можно определить количество дней в среднем за определенный период времени, необходимых для осуществления расчетов с кредиторами.
Расчеты данного показателя идентичны с предыдущими вычислениями. Вам необходимо знать:
- Ваши приобретения за год;
- размер кредиторской задолженности за год.
Предположим, что приобретения за год составили 87290 руб., тогда как кредиторская задолженность равнялась 15829 руб. Расчеты будут иметь следующий вид:
Средний размер выплат за год:
87290 | = 239 руб. |
|
365 |
Среднее количество дней необходимых для завершения расчетов с кредиторами составит:
15829 | = 66 дней |
|
239 |
Многие фирмы сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств, необходимых для оплаты задолженности перед кредиторами. Вам необходимо построить дела таким образом, чтобы денежных средств хватало для своевременных расчетов с кредиторами. Это предоставит Вам следующие выгоды:
- лучшее обслуживание со стороны Ваших поставщиков;
- более низкие цены.
11. Отчет о прибылях и убытках
Данный отчет отражает результаты Вашей предпринимательской деятельности за определенный период времени. Обычно данная форма отчетности подготавливается раз в квартал.
Отчет о прибылях и убытках
| руб. |
Реализация | 114361 |
Минус первоначальная стоимость: | 81196 |
Выручка (Валовой доход) | 33165 |
Минус общехозяйственные и административные расходы | 20240 |
Балансовая прибыль (убыток) | 12925 |
|
Ключевыми статьями данного отчета являются:
- реализация;
- первоначальная стоимость;
- общехозяйственные и административные расходы.
При наличии этой информации Вы можете определить:
- выручку (валовой доход)
- реализация минус первоначальная стоимость;
- балансовую прибыль (убыток)
- выручка минус общехозяйственные и административные расходы.
Полученная информация может быть особенно полезной, если Вы сравниваете, полученные данные с цифрами за прошлые отчетные периоды. Это дает Вам возможность определить наметившуюся тенденцию, которая может быть как благоприятной, так и неблагоприятной.
12. Реализация
В качестве реализации понимаются продажи за определенный период времени.
Ваши продажи должны анализироваться. Продажи могут быть рассмотрены следующим образом:
- с точки зрения продукта (товара);
- с точки зрения географии продаж;
- с точки зрения покупательских групп и т.д.
Анализ реализации дает Вам некоторые представления о Вашем бизнесе. Особенно подобные исследования полезно производить в разрезе нескольких периодов (например, за последние четыре квартала).
При анализе реализации за период времени, охватывающий несколько лет, необходимо учитывать уровень инфляции за тот или иной год. Ниже представлены данные за 12 месяцев:
1-й квартал 199X |
| 96241 руб. |
2-й квартал 199X |
| 105694 руб. |
3-й квартал 199X |
|
107807 руб. |
4-й квартал 199X |
| 112119 руб. |
Данные результаты отражают тенденцию к увеличению величины реализации за период с 1-й по 4-й квартал 199X года.
Графически пример представлен ниже.
Какое влияние окажет инфляция на эти цифры? Для того, чтобы оценить влияние инфляции, используется индекс цен. Предположим, что для вышеуказанного периода индекс цен имел следующие значения:
1-й квартал 199X |
| 308.8 |
2-й квартал 199X |
| 325.5 |
3-й квартал 199X |
|
342.8 |
4-й квартал 199X |
| 358.5 |
Данные цифры означают, что если в первом квартале 199X Вы потратили 308.80 руб., то для приобретения тех же самых товаров в четвертом квартале 199X года, Вам уже необходимо потратить 358.5 руб.
Теперь рассмотрим, каким образом можно скорректировать результаты с учетом инфляции.
Формула имеет следующий вид:
Индекс цен за
последний период времени | x | Реализация за интересуемый период времени | = | Реализация с учетом инфляции |
|
Индекс цен за интересуемый период времени |
Реализация с учетом инфляции будет определяться следующим образом:
358.5 | x 96241 = 111730 руб. |
|
308.8 |
Завершите расчеты для оставшихся временных периодов:
Реализация с учетом инфляции будет иметь следующий вид:
1-й квартал 199X |
| 111730 руб. |
2-й квартал 199X |
| 116410 руб. |
3-й квартал 199X |
|
112744 руб. |
4-й квартал 199X |
| 112119 руб. |
Графически реализация за четыре квартала с учетом инфляции представлена ниже:
В период с первого по второй квартал 199X наблюдается рост продаж, однако с третьего квартала объем реализация начинает уменьшаться.
13. Выручка (валовой доход)
Данный показатель является ключевым и может быть представлен в процентном выражении к продажам.
Вычисления имеют следующий вид:
Выручка (валовой доход) | x | 100 | = | Выручка в процентном выражении к продажам |
| |
Реализация за год | 1 |
Важным является сравнение выручки за различные периоды времени.
Данный показатель меняется от бизнеса к бизнесу. Вам необходимо определить оптимальный размер этого показателя применительно к Вашей фирме.
Если выручка за последний период времени имела тенденцию к снижению, то в качестве возможных причин могут быть:
- на рынке выросла конкуренция;
- на рынке наблюдается тенденция к снижению цен;
- Ваши затраты увеличились, а цены остались прежними.
Приведите ниже иные объяснения снижению размера выручки:
14. Общехозяйственные и административные расходы
Данный вид издержек должен быть сопоставлен как с реализацией, так и с выручкой (валовым доходом).
Простым способом определения данного вида издержек является представление их в процентном отношении к продажам. Вычисления представлены ниже:
Общехозяйственные и административные издержки за год | x | 100 | = | Издержки в %-ом выражении к продажам |
| |
Реализация за год | 1 |
Далее Вы можете сравнить направленность данного показателя за определенный период времени. Более детально издержки могут быть рассмотрены по отдельно взятым статьям.
15. Перечень ключевых показателей
БАЛАНС
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ДАННЫЕ БАЛАНСА И ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
16. Подведем итоги
Итак, Вы ознакомились с основными показателями, необходимыми для оценки состояния Вашего бизнеса. С помощью данных показателей Вы сможете определять ту или иную направленность Ваших доходов и расходов за определенный период времени.
Данный раздел также может быть полезным в случае, если Вы намерены приобрести чей-то бизнес.
ПРИМЕР ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
| 1-й кв. 199X | 2-й кв. 199X | 3-й кв. 199X | 4-й кв. 199X |
Реализация | 96241 | 105694 | 107807 | 112119 |
Минус первоначальная стоимость | 57745 | 63416 | 64684 | 67271 |
Выручка (Валовой доход) | 38496 | 42278 | 43123 | 44848 |
Минус Общехозяйственные и административные расходы |
Арендная плата | 1376 | 1511 | 1541 | 1603 |
Заработная плата | 9243 | 10151 | 10354 | 10768 |
Транспортные расходы | 2871 | 3153 | 3216 | 3345 |
Затраты на командировки | 352 | 387 | 395 | 411 |
Затраты на канцелярские принадлежности | 347 | 381 | 389 | 404 |
Коммунальные платежи | 486 | 534 | 545 | 566 |
Выплаты процентов по займам | 1399 | 1536 | 1567 | 1629 |
Расходы на рекламу | 1114 | 1223 | 1247 | 1297 |
Прочие расходы | 583 | 640 | 653 | 679 |
Амортизация | 929 | 1021 | 1041 | 1083 |
| 18700 | 20537 | 20948 | 21785 |
Балансовая прибыль (убыток) | 19796 | 21741 | 22175 | 23063 |
|
Вверх
ЗАО «МАРП»
113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
E-mail: made@binec.ru
|