Курс Ваш бизнес / Финансы / Анализ бухгалтерской отчетности


Переход на главную страницу

 КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО БИЗНЕС-ПЛАН
 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ
 МАРКЕТИНГ ЭКСПОРТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 ФИНАНСЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

«ФИНАНСЫ 1»

  • Стоимость Вашей фирмы
  • Определение балансовой прибыли
  • Планирование прибыли
  • Когда Вы начинаете получать прибыль
  • Движение денежных средств
  • Финансирование бизнеса
  • Размер денежных инвестиций
  • Банк как источник финансирования
  • Небанковкие источники финансирования
  • Подготовка документов для банка

    «ФИНАНСЫ 2»

  • Финансовая отчетность
  • Осуществление контроля над выручкой
  • Контроль над затратами по оплате труда
  • Определение общехозяйственных и административных расходов
  • Учет специальных затрат
  • Простой способ определения прибыли
  • Управление запасами
  •  Анализ бухгалтерской отчетности
  • Финансовые вопросы при расширении бизнеса
  • Ваш бухгалтер


  • АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

    1. Анализ бухгалтерской отчетности
    2. Баланс
    3. Реальная норма дохода на капитал
    4. Платежеспособность
    5. Отношение оборотных средств к текущим обязательствам
    6. Отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов
      к текущим обязательствам
    7. Отношение собственных средств к заемным
    8. Оборачиваемость товарных запасов
    9. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с дебиторами
    10. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с кредиторами
    11. Отчет о прибылях и убытках
    12. Реализация
    13. Выручка (валовой доход)
    14. Общехозяйственные и административные расходы
    15. Перечень ключевых показателей
    16. Подведем итоги

    1. Анализ бухгалтерской отчетности

    Занимаясь бизнесом, очень важно уметь анализировать бухгалтерскую отчетность и понимать значения ключевых показателей.

    Основными документами бухгалтерской отчетности являются:

    • Баланс предприятия;
    • Отчет о прибылях и убытках.

    Анализ этих документов позволяет Вам определить состояние своего бизнеса.

    2. Баланс

    Данный документ позволяет Вам оценить важные аспекты, касающиеся Вашего бизнеса. В число этих аспектов входят:

    • норма доходности на капитал;
    • платежеспособность;
    • насколько эффективно Вы используете активы - основные и оборотные средства.

    Прежде, чем рассматривать эти показатели, необходимо определить некоторые фундаментальные понятия.

    Большинство основных средств - таких, как здания и сооружения, машины и оборудования, - представлены в балансе по цене, ниже первоначальной. Это происходит за счет вычета амортизации из первоначальной стоимости актива.

    Тем не менее, существуют активы, представляемые в балансе по их исторической стоимости.

    В число таких активов входят:

    • торговые марки;
    • авторские права и т.д.

    Рассмотрим баланс предприятия в самых общих чертах:

    Баланс на 31 декабря(руб.)
      
    Основные средства и прочие внеоборотные активы 25670
    Оборотные средства34523
    Баланс60193
      
    Собственные средства38499
    Плюс обязательства21694
    Баланс60193

    В случае с оборотными средствами и краткосрочными обязательствами их значения не имеют свойства изменяться со временем.

    Для того, чтобы определить реальную стоимость Вашей фирмы, необходимо внести корректировки в величину основных средств и прочих внеоборотных активов ввиду того, что данные виды активов отражаются в балансе по их исторической стоимости.

    Подобные корректировки называются переоценкой имущества. Пример возможной переоценки приведен ниже:

     (руб.)
    Оборудование было приобретено в 1990 г по цене 4000
    Текущая стоимость в 1995 году12000
    Изменение в балансе8000
    Таким образом в представленном выше балансе произойдут следующие изменения: 
    Основные средства и прочие внеоборотные активы будут оцениваться в33670
    Собственные средства будет оцениваться в46499

    Если переоценка основных средств и иных внеоборотных активов должна быть произведена на Вашей фирме, то приведите вычисления в таблице, представленной ниже:

    3. Реальная норма дохода на капитал

    Теперь у Вас есть четкое представление о стоимости своей фирмы.

    Это дает возможность оценить прибыль от коммерческой деятельности по отношению к собственному капиталу.

    Расчет имеет следующий вид:

    Балансовая прибыль за год  x  100   =  Норма дохода на капитал
    Собственный капитал (средства)1

    4. Платежеспособность

    Бизнес считается платежеспособным, если выплаты по обязательствам производятся в заданные сроки.

    Бизнес может оказаться неплатежеспособным, несмотря на наличие активов, из-за отсутствия необходимых денежных средств.

    Имея баланс, можно определить платежеспособность двух уровней:

    • отношение оборотных средств к текущим обязательствам;
    • отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов к текущим обязательствам.

    5. Отношение оборотных средств к текущим обязательствам

    Концепция вычисления этого показателя представлена ниже:

    Оборотные средства    
    34523
    Текущие обязательства    
    21694
    Чистый оборотный капитал    
    12829
    Отношение оборотных средств к текущим обязательствам    
    1.59

    Бизнес, в котором текущие обязательства доминируют над оборотными средствами, имеет финансовые проблемы.

    6. Отношение оборотных средств за вычетом товарных запасов
    к текущим обязательствам

    Данная концепция сравнивает оборотные средства без учета товарных запасов с текущими обязательствами.

    Расчеты с дебиторами    
    19648
    Денежные средства    
    3257
         
    22905
    Минус текущие обязательства     
    21694
         
    1211
    Отношение равняется    
    1.06

    Если текущие обязательства превышают оборотные средства за вычетом товарных запасов, то финансовая позиция фирмы должна быть пересмотрена.

    Для приведения показателей в соответствие необходимо увеличить количество денежных средств в активе фирмы. Это можно сделать, например, отказавшись от практики продажи в кредит в пользу продаж по факту, или арендуя активы вместо того, чтобы тратить деньги на их приобретение.

    7. Отношение собственных средств к заемным

    При определении данного показателя сопоставляется величина средств, которыми владеет фирма с размером средств, которые были предоставлены другими организациями.

    Схему определения данного показателя иллюстрирует пример баланса, который приводится ниже.

    Баланс на 31 декабря(руб.)
      
    Основные средства и прочие внеоборотные активы 37000
    Оборотные средства18000
    Баланс55000
      
    Собственные средства29000
    Обязательства26000
    Баланс55000

    Отношение собственных средств к заемным будет равняться 1.12.

    При ухудшении общей экономической ситуации объемы продаж падают, но проценты по кредитам при этом остаются прежними; это также ведет к тому, что бизнес начинает претерпевать финансовые трудности.

    Можно сказать, что отношение собственных средств к заемным оценивает степень рискованности того или иного бизнеса.

    8. Оборачиваемость товарных запасов

    Оборачиваемость товарных запасов - сколько в среднем за год обновились складские запасы.

    Концепция определения данного показателя представлена ниже:

     руб.руб.
    Реализация 114361
    Минус первоначальная стоимость:  
    Товарные запасы на начало периода19874 
    Плюс закупленные товары83151 
     103025 
    Минус запасы на конец периода2182981196
    Выручка (Валовой доход) 33165

    Для определения состояния склада Вам нужна следующая информация:

    • первоначальная стоимость товаров;
    • общая сумма товаров на складе за год.

    Расчет будет иметь следующий вид:

    Первоначальная стоимость товаров  =  Оборачиваемость складских запасов
    Сумма товаров на складе

    Примечание

    Складской запас (средняя величина за год), выраженный в денежном отношении, рассчитывается следующим образом:

    19874  +   21829  =  20852
    2

    Оборачиваемость склада будет равняться:

    (81196/20852) = 3.9

    Данный показатель варьируется от бизнеса к бизнесу. В продуктовом супермаркете складские запасы могут оборачиваться 15 раз за год, тогда как для ювелирного магазина товарооборот может равняться двум.

    Вы всегда должны стремиться к увеличению оборачиваемости складских запасов.

    9. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с дебиторами

    С помощью этого показателя оценивается эффективность контроля за теми денежными средствами, которые должны Вам другие организации.

    Чтобы подсчитать этот показатель, Вы должны знать следующие моменты:

    • реализацию за конкретный период времени;
    • величину дебиторской задолженности за тот же период времени.

    Предположим, реализация за год составила 114361 руб., тогда как дебиторская задолженность составила 12335 руб. Расчеты будут выглядеть следующим образом:

    Средняя реализация за один день:

    114361   =   313 руб.
    365

    Среднее количество дней необходимых для завершения расчетов с дебиторами:

    12335   =   39 дней
    313

    Далее Вы должны оценить, насколько данная цифра является подходящей для Вашего бизнеса. В любом случае, Вы должны стремиться к тому, чтобы уменьшить этот показатель.

    Одним из вариантов может быть предоставление скидок за оплату по факту, или в течение небольшого периода времени (например, в течении недели).

    10. Среднее количество дней, необходимых для завершения расчетов с кредиторами

    С помощью данного показателя можно определить количество дней в среднем за определенный период времени, необходимых для осуществления расчетов с кредиторами.

    Расчеты данного показателя идентичны с предыдущими вычислениями. Вам необходимо знать:

    • Ваши приобретения за год;
    • размер кредиторской задолженности за год.

    Предположим, что приобретения за год составили 87290 руб., тогда как кредиторская задолженность равнялась 15829 руб. Расчеты будут иметь следующий вид:

    Средний размер выплат за год:

    87290   =   239 руб.
    365

    Среднее количество дней необходимых для завершения расчетов с кредиторами составит:

    15829   =   66 дней
    239

    Многие фирмы сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств, необходимых для оплаты задолженности перед кредиторами. Вам необходимо построить дела таким образом, чтобы денежных средств хватало для своевременных расчетов с кредиторами. Это предоставит Вам следующие выгоды:

    • лучшее обслуживание со стороны Ваших поставщиков;
    • более низкие цены.

    11. Отчет о прибылях и убытках

    Данный отчет отражает результаты Вашей предпринимательской деятельности за определенный период времени. Обычно данная форма отчетности подготавливается раз в квартал.

    Отчет о прибылях и убытках

     руб.
    Реализация114361
    Минус первоначальная стоимость:81196
    Выручка (Валовой доход)33165

    Минус общехозяйственные и административные расходы  

    20240
    Балансовая прибыль (убыток)12925

    Ключевыми статьями данного отчета являются:

    • реализация;
    • первоначальная стоимость;
    • общехозяйственные и административные расходы.

    При наличии этой информации Вы можете определить:

    • выручку (валовой доход) - реализация минус первоначальная стоимость;
    • балансовую прибыль (убыток) - выручка минус общехозяйственные и административные расходы.

    Полученная информация может быть особенно полезной, если Вы сравниваете, полученные данные с цифрами за прошлые отчетные периоды. Это дает Вам возможность определить наметившуюся тенденцию, которая может быть как благоприятной, так и неблагоприятной.

    12. Реализация

    В качестве реализации понимаются продажи за определенный период времени.

    Ваши продажи должны анализироваться. Продажи могут быть рассмотрены следующим образом:

    • с точки зрения продукта (товара);
    • с точки зрения географии продаж;
    • с точки зрения покупательских групп и т.д.

    Анализ реализации дает Вам некоторые представления о Вашем бизнесе. Особенно подобные исследования полезно производить в разрезе нескольких периодов (например, за последние четыре квартала).

    При анализе реализации за период времени, охватывающий несколько лет, необходимо учитывать уровень инфляции за тот или иной год. Ниже представлены данные за 12 месяцев:

    1-й квартал 199X     
    96241 руб.
    2-й квартал 199X  
    105694 руб.
    3-й квартал 199X  
    107807 руб.
    4-й квартал 199X  
    112119 руб.

    Данные результаты отражают тенденцию к увеличению величины реализации за период с 1-й по 4-й квартал 199X года.

    Графически пример представлен ниже.

    Схема реализации без учета инфляции

    Какое влияние окажет инфляция на эти цифры? Для того, чтобы оценить влияние инфляции, используется индекс цен. Предположим, что для вышеуказанного периода индекс цен имел следующие значения:

    1-й квартал 199X     
    308.8
    2-й квартал 199X  
    325.5
    3-й квартал 199X  
    342.8
    4-й квартал 199X  
    358.5

    Данные цифры означают, что если в первом квартале 199X Вы потратили 308.80 руб., то для приобретения тех же самых товаров в четвертом квартале 199X года, Вам уже необходимо потратить 358.5 руб.

    Теперь рассмотрим, каким образом можно скорректировать результаты с учетом инфляции.

    Формула имеет следующий вид:

    Индекс цен за последний
    период времени
      x  Реализация за интересуемый
    период времени
     
       =   Реализация с учетом
    инфляции
    Индекс цен за интересуемый
    период времени

    Реализация с учетом инфляции будет определяться следующим образом:

    358.5  x   96241   =   111730 руб.
    308.8

    Завершите расчеты для оставшихся временных периодов:

    2-й квартал 199X года
    3-й квартал 199X года
    4-й квартал 199X года

    Реализация с учетом инфляции будет иметь следующий вид:

    1-й квартал 199X     
    111730 руб.
    2-й квартал 199X  
    116410 руб.
    3-й квартал 199X  
    112744 руб.
    4-й квартал 199X  
    112119 руб.

    Графически реализация за четыре квартала с учетом инфляции представлена ниже:

    Схема реализации с учетом инфляции

    В период с первого по второй квартал 199X наблюдается рост продаж, однако с третьего квартала объем реализация начинает уменьшаться.

    13. Выручка (валовой доход)

    Данный показатель является ключевым и может быть представлен в процентном выражении к продажам.

    Вычисления имеют следующий вид:

    Выручка (валовой доход)  x  100   =   Выручка в процентном выражении к продажам
    Реализация за год1

    Важным является сравнение выручки за различные периоды времени.

    Данный показатель меняется от бизнеса к бизнесу. Вам необходимо определить оптимальный размер этого показателя применительно к Вашей фирме.

    Если выручка за последний период времени имела тенденцию к снижению, то в качестве возможных причин могут быть:

    • на рынке выросла конкуренция;
    • на рынке наблюдается тенденция к снижению цен;
    • Ваши затраты увеличились, а цены остались прежними.

    Приведите ниже иные объяснения снижению размера выручки:

    14. Общехозяйственные и административные расходы

    Данный вид издержек должен быть сопоставлен как с реализацией, так и с выручкой (валовым доходом).

    Простым способом определения данного вида издержек является представление их в процентном отношении к продажам. Вычисления представлены ниже:

    Общехозяйственные и административные
    издержки за год
      x  100   =   Издержки в %-ом выражении к продажам
    Реализация за год1

    Далее Вы можете сравнить направленность данного показателя за определенный период времени. Более детально издержки могут быть рассмотрены по отдельно взятым статьям.

    15. Перечень ключевых показателей

    БАЛАНС

    Реальный размер собственных средств
    Показатели платежеспособности
    Отношение собственных средств к заемным

    ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

    Реализация
    Выручка (Валовой доход)
    Общехозяйственные и административные расходы
    Выручка в процентном выражении
    Общехозяйственные и административные расходы в процентном выражении

    ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ДАННЫЕ БАЛАНСА И ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

    Норма доходности на капитал
    Оборачиваемость складских запасов
    Количество дней, необходимых для завершения расчетов с дебиторами
    Количество дней, необходимых для завершения расчетов с кредиторами

    16. Подведем итоги

    Итак, Вы ознакомились с основными показателями, необходимыми для оценки состояния Вашего бизнеса. С помощью данных показателей Вы сможете определять ту или иную направленность Ваших доходов и расходов за определенный период времени.

    Данный раздел также может быть полезным в случае, если Вы намерены приобрести чей-то бизнес.

    ПРИМЕР ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

     1-й кв. 199X2-й кв. 199X3-й кв. 199X4-й кв. 199X
    Реализация96241105694107807112119
    Минус первоначальная стоимость57745634166468467271
    Выручка (Валовой доход)38496422784312344848
    Минус Общехозяйственные и административные расходы
    Арендная плата1376151115411603
    Заработная плата9243101511035410768
    Транспортные расходы2871315332163345
    Затраты на командировки352387395411
    Затраты на канцелярские принадлежности347381389404
    Коммунальные платежи486534545566
    Выплаты процентов по займам1399153615671629
    Расходы на рекламу1114122312471297
    Прочие расходы583640653679
    Амортизация929102110411083
     18700205372094821785
    Балансовая прибыль (убыток)19796217412217523063

    Вверх
     
    ЗАО «МАРП»
    113035, Москва, Болотная ул., д. 12, стр. 3
    Тел: 7 (095) 234-53-73, Факс: 7 (095) 234-53-82
    E-mail: made@binec.ru
    Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz